Король перехитрил своих людей, чтобы они не голодали. Если вы посетите могилу Фридриха Великого в Германии, скорее всего, вы найдете на ней немного свежего картофеля.
Это цветы!
Хлеб был проблемой короля Фридриха: он становился слишком дорогим. Его народ голодал. Ему нужна была новая пища, которую люди могли бы легко хранить и дешево воспроизводить на своих фермах.
Испанские исследователи привезли картофель из Южной Америки в Европу в 16 веке, но он не пользовался популярностью, за исключением показа в ботаническом саду — люди думали, что это красивые цветы.
Фридрих признал питательную ценность и экономическую целесообразность растения, и поэтому в 1756 году постановил, что картофель следует культивировать и выращивать по всей стране.
Королевский овощ
Король посадил большое поле в ближайшей деревне, собрал толпу и рассказал о пользе картофеля. Он объяснил, как легко его выращивать в местных фермерских условиях, и что это дешево, надежно и универсально. Он говорил людям, что это их способ избавиться от голода — но они не верили ни единому слову.
Люди думали, что картофель ядовитый, потому что он выглядел грязным и безобразным. А они не доверяют ужасным вещам.
В конце концов у Фридриха появилась идея. Он объявил картофель «королевским овощем». Он посадил поле в своем дворце и поставил вокруг него охрану. И даже послал охранников на поле в деревне.
Внезапно люди обратили внимание. «Что там растет?», — задавались они вопросом. «Что бы это ни было, это должно быть ценным».
Воры
И здесь самое интересное: Фредерик приказал своим охранникам «много спать». Они должны закрывать глаза на людей, ворующих с полей. Были ли они удивлены? Может быть. Но если это личное имущество короля, оно должно быть ценным. А значит, усилия того стоят.
Вскоре картофель появился в каждом доме — и что может быть лучше, чтобы больше не воровать, а просто выращивать его в собственном саду?
Когда люди познакомились с растением, они научились ценить его. Картофель действительно был универсальным и питательным. Вскоре картофель стал одним из основных продуктов немецкой кухни, остается им и по сей день.
Маркетинг
Другими словами, Фридрих Великий осуществил первый успешный ребрендинг в истории. Превратив картофель из «грязного, безвкусного кома» в «ценный, королевский овощ», он привез необходимую пищу в страну, которая нуждалась в ней.
Фридрих Великий использовал все маркетинговые инструменты: обратную психологию, ощущаемый дефицит и ауру тайны. Он обратился к любопытству людей, их смелости и желанию стать частью большой группы.
Фридрих использовал эти инструменты на благо своих людей, а не своих собственных. Это истинная цель маркетинга: когда есть новый, действительно лучший путь, вы обязаны привести людей к нему.
Это маркетинг в лучшем виде: моральное обязательство, рожденное из глубокой веры в то, что всем будет лучше, если вы добьетесь успеха.
Вот почему 300 лет спустя люди все еще чтят память короля картофеля.
Сообщение Королевский овощ: первый успешный ребрендинг в истории появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.