1 июня 1990 года на экраны США вышел фильм Пола Верховена «Вспомнить всё». История об агенте будущего со стёртой памятью, борьбой против системы, которая его же и породила, и Марсом.
Фильмы режиссёра Пола и жестоки, и реалистичны, и вообще как-то ближе к жизни. Даже когда перед зрителем разворачивается высадка десанта на далёкую планету гигантских жуков, помимо межгалактической войны можно увидеть законы реального мира.
«Робокоп» 1987 года, история про робота-полицейского, а если правильно, то про киборга (машина, включающая в себя элементы человеческого организма, в том числе искусственную кожу), рассказывает на фоне бедных, рабочих районов в фантастическом формате. Но это ведь только исходя из выбранного жанра. Мир ещё не знает Интернета, а Верховен уже вовсю поёт в честь постиндустриального мира. Который начнёт обретать реальные черты, скоро.
Главный герой погибает при исполнении служебного долга. Он работал в крайне неспокойном месте. Такое бывает. Когда погибшего полицейского везут в больницу, когда после безуспешной попытки спасения из него уже делают киборга, это всё показано скорее как рутина. Жизнь не остановилась, главный герой вернётся на улицы Детройта, правда в совершенно новом обличии.
Но не только на улицах Детройта и в корпоративных разборках кроется талант голландского режиссёра. «Звёздный десант», как отдельное произведение, он не про кодекс чести воина будущего. Он про пропаганду, про образ врага, а последним может быть кто угодно, хоть инопланетный жук.
Государство и армия священны. Голландцы занимались в истории искусства тем, что реализмом выжигали идеализм. И Верховен — не исключение. «Звёздный десант» это не примитивный фильм, попробуйте кому-нибудь сопереживать в процессе. Есть человеческое в кинокартинах, но настолько оно смешивается с холодными к человеку обстоятельствами, что сопереживать трудно. Или, по крайней мере, действие фильма мешает это делать. Пол часть своей жизни отдал математике с физикой. Видимо это сказалось на том, что в его фильмах мысли больше, мысль ведёт за собой чувство.
Есть у голландца в фильмографии также «Основной инстинкт». Картина, наполненная страстью, причём довольно откровенной. История про детектива, ведущего странное дело. Беднягу убили в постели. Подозреваемая — писательница, героиня актрисы Шэрон Стоун, которая описала произошедшее убийство в своей книге.
Возможно убийство — дело рук сумасшедшей фанатки. Нужно разобраться. И детектив начинает тонуть, не в расследовании, в писательнице. Он именно тонет в этой женщине. Он ведёт себя к трагической ошибке. И опять, всё хладнокровно, всё жестоко. Обстоятельства сильнее. Реальность фильма не жалует человека, и не жалеет его.
Творчество Верховена для кого-то связано с «Робокопом», с воспоминаниями из детства и пластмассовыми игрушками. Тем не менее, режиссёр навсегда останется в истории западного кино как мрачный реалист. Его фильмы, смесь фантастики, жестокости и острого, пророческого взгляда на мир, они всегда будут частью не конвейерного Голливуда, взрослого и авторского, радикального.
Сообщение Реалист, бунтарь, и пророк: о творчестве Пола Верховена появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.