Земфира Рамазанова, Диана Арбенина, Юлия Чичерина — 3 имени без которых невозможно представить женский русский рок. Эти певицы стремительно обрели народную любовь, едва прозвучав в теле — радиоэфирах. Их называли голосами времени, а их растаскивали песни на цитаты. С тех пор прошло два десятка лет и со временем творчество этих певиц, которые, сами пишут себе песни, кардинально изменилось. Мы не будем рассуждать в категории, стало оно лучше или хуже, мы посмотрим, как именно оно изменилось, буквально построчно.
Земфира
«Почему» — первый трек с дебютного альбома Земфиры, сразу же привлек внимание слушателей строчкой: «Я помню все твои трещинки». Да и в целом, песня, буквально изобилует игрой слов: «Я задыхаюсь от нежности…», «Просмотрела, как месяц линяет в Луну», «Ты стучала в дверь открытую». Как только Земфира запела, слушатели заговорили: да, это же настоящая современная поэзия! А артистка хоть и открещивалась всячески от звания, и поэта, и поэтессы, в каждой новой песне лишь доказывала обратное, продолжая лихо играть словами и смыслами: то у неё «щербатая луна» («Непошлое»), то «Земля разбивается пополам» («Мы разбиваемся») — что ни строчка, то маленькая реформа языка. После долгого творческого затишья в 2020 году у Земфиры вышла новая песня — «Крым» кардинально отличается от всего того, что певица выпускала прежде. Трек представляет собой эдакую историю — внутренний монолог автора, состоящий из текста, где каждое слово означает не больше и не меньше, чем то, что оно и означает: «Если ты будешь со мной жить, я попробую бросить пить…». Никаких реформаторских для языка фраз — всё максимально просто и прямолинейно. Аналогичная картина и в двух других новых песнях, которые Земфира презентовала годом ранее на концерте в ОАЭ: «Abuse» и «Goodbye».
Диана Арбенина
Бессменный лидер группы «Ночные снайперы» в своих ранних композициях очень часто пела от мужского лица: «Я раскрашивал небо как мог…» («Я раскрашивал…»), «Я раньше не бывал так часто дома никогда…» («Рубеж»), «Я его не приглашал, он так просто прилетел…» («Юнкерская»). Почему так, Диана Арбенина в интервью всегда отвечала, что, когда ей писалось от мужского лица, она этому не противилась. Однако со временем окончания мужского рода в глаголах певицы стали меняться на окончания женского. И, если, сначала, был такой, своего рода, переходный период, когда Арбенина сама оставалась лирической героиней неопределенного пола, но обращалась к женщине, что-то вроде: «Ты дарила мне розы…» («Розы») или «Не ищу я ненаглядную мою…» («Не ищу»), то сейчас всё встало на свои логические места. В каждой новой песне Дианы, лирическая героиня определённо женского пола, взаимодействующая с героем мужского: «Ты круче всех парней…» («Казино»).
Юлия Чичерина
Она ворвалась в дома телезрителей, сидя на капоте свадебной машины с криками: «Ту-лу-ла…» — в этом вся ранняя Юлия Чичерина. Если собирать лирическую героиню Чичериной по строчкам из её же песен, то получиться такая девушка-сама, которой голову надуло и, в итоге в холодильнике пусто, в туалете темно. Отрывная, хулиганистая, но при этом, очень жизнерадостная и позитивная, а местами и вовсе лиричная, и даже сентиментальная: «Рассыпалась цветными стекляшками, разлеталась пестрыми пташками…» («Была»), «Что же ты плачешь, мой маленький, слезы тебе не идyт…» («Наедине»). Но творчество певицы кардинально изменилось, во много после начала военных событий на Востоке Украины. Последний студийный её альбом «Война и мир» вышел в 2017 году. В него вошли песни, как старые в новых аранжировках, так и, ранее неизвестные. Что касается последних, то они практически все пропитаны духом милитаризма. «Где-то далеко ведут бой в чужих городах…» — песня «Рвать», «Пожалуйста пусть больше никто не умрет…» — «Пожалуйста», «На войне есть место для любви…» — «На войне». А подросткового хулиганства больше нет.
Сообщение Земфира, Арбенина, Чичерина — рок-дивы, чьё творчество изменилось до неузнаваемости появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.