«Не переключайте канал», — этот лозунг чаще срабатывает не тогда, когда предлагает ведущий ток-шоу, а когда на экране разворачивается захватывающий сюжет сериала.
Не секрет, что именно сериалы собирают громадные аудитории. Особенно это актуально в последние месяцы, когда из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции большинство наших соотечественников вынуждено проводить дома и свободное, и зачастую — рабочее время.
Как удается долгое время удерживать внимание зрителей к сериалам, как меняется со временем этот тренд, что заставляет поклонников с нетерпением ждать начала нового сезона? С ответами на эти и другие вопросы поможет разобраться экспертное мнение человека, искушенного в тайнах телесериалов.
Ушли в прошлое времена, когда быть поклонников сериалов, помните у них было обидное прозвище — «мыльные оперы», считалось недостойным делом. Сейчас их смотрят даже люди с тонкой душевной организацией.
В последние полтора десятка лет, как полагает эксперт, производство сериалов вышло на качественно иной уровень. Маститые режиссеры, современные высокотехнологичные техника и спецэффекты, талантливые и плодовитые сценаристы, приличные бюджеты сделали сериалы популярным и престижным жанром.
Все это дает основание позиционировать сериалы как продукт качественной масс-культуры.
«У сериалов есть одно потрясающее свойство — это предсказуемость, определенность. Исторически сериалы пришли к нам из ТВ. У телевидения есть жесткая сетка вещания, а это значит, что ты можешь смотреть контент в предсказуемо определенное время. То есть ты точно знаешь, что, к примеру, с понедельника по четверг с 18:00 по 20:00 твой вечер гарантированно хорош, ты проведешь его за просмотром любимого шоу», — заявила продакшн директор Алина Денисова российскому информационно-аналитическому журналу «Слово и Дело».
Подобная традиционность внушает зрителю комфортное чувство уверенности и стабильности. Вечерний сериал, чашка чая и печеньки дают ощущение душевного спокойствия, считает Алина.
По ее мнению, длина истории является ключевым свойством сериала. Длительность истории со многочисленными разветвлениями сюжета цепляет зрителя и привязывает к себе.
Эксперт говорит, что фактор длительности сериального показа позволяет человеку у экрана сформировать особые, «свои», долгоиграющие взаимоотношения с его героями. В отличие от полутора-двухчасового кино, сериал входит к жизнь зрителям на недели, месяцы или даже годы. При просмотре люди сопереживают, сживаются, вместе с персонажами живут из серии в серию, при этом имея шанс досконально следить за процессом трансформации героев.
Алина Денисова видит закономерность:
«У сериалов существует весьма строгий алгоритм удержания зрительского внимания, и базируется он на так называемых крючках — это всё, что заставит зрителя продолжить смотреть серию».
Крючком, по ее мнению, может быть многое: неожиданная новость, загадка, угроза, нелогичный сюжетный поворот.
Типичный прием — резкое изменение в жизни героя, сразу после которого очередная серия заканчивается. Зритель заинтригован, он жаждет продолжения и объяснения. Вероятность того, что он не выключит телевизор на время рекламы, не уйдет на другой канал или завтра будет ждать следующей серии — практически 100%-на.
«Серия должна оборваться в момент, когда главная героиня раскрывает, что беременна, и, образно говоря, начинает открывать рот, чтобы сказать, от кого», — анализирует Алина Денисова.
Такой ход, как она уверена, заставит поклонников не пропустить продолжение.
Интрига, по мнение эксперта, является главным ресурсом, используя который продюсеры, режиссеры и сценаристы приманивают зрителей к экранам. А основной механизм — талантливо и искусно придуманный поворот сюжета.
Сообщение Продюсер объяснила, как сценические приемы «подсаживают» зрителей на сериал появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.