Главная / Шоу-бизнес / Французское культурное влияние в русском аристократическом обществе XVIII-XIX веков

Французское культурное влияние в русском аристократическом обществе XVIII-XIX веков

Война с французской армией Наполеона, известная сейчас как Отечественная война 1812 года, до сих пор удивляет парадоксами. Одним из них является например то, что накануне войны и даже после нее французская культура была неотъемлемой частью быта русского общества. В ходу был французский язык (даже Пушкин выучился говорить по французски раньше чем по русски). В ходе войны бывали случаи, когда русские крестьяне нападали на разьезды русских офицеров — потому что те общались между собой по-французски; да и униформа противоборствующих армий была очень схожей… Давайте рассмотрим направления, в которых французская культура проявила себя наиболее ярко.

1. Книги

philologist.livejournal.com

К концу XVIII века в коллекциях императорской семьи, библиотеках знати и петербургского бомонда книги на французском языке преобладали над русскими. Екатерина II выкупила целые библиотеки Вольтера и Дидро (с этими философами она состояла в переписке). В 1795 году было получено собрание французской книги из варшавской библиотеки Залусских (оно положило начало Императорской публичной библиотеки). Французские издания были широко представлены в Кадетском корпусе, Вольном экономическом обществе, Академии художеств и в Академии наук. В 1885 году в Московский университет свою библиотеку продал генерал Ермолов. Значительная часть книг его собрания оказалась на французском языке.

2. Музыка

primamedia.ru

С последней трети XVIII века одним из самых модных в петербургских аристократических салонах музыкальных направлений стал французский романс (romance). Исполнялись романсы таких авторов, как Гретри, Далейрак, Монсиньи, Гара, Далвимар. Известны французские музыканты и композиторы, которые творили непосредственно а Петербурге: Милле, Латраверс, Лепен. В те годы romance был освоен знаменитыми русскими музыкантами Д.С. Бортнянским, О.А. Козловским, обращавшимися к творчеству Жан-Поля Флориана и других. Романсы на французском сочиняли графиня В.Н. Головина, княгиня Н.И. Куракина. В 1803 году солистом императорского двора с огромным окладом, стал французский скрипач-виртуоз Роде, которого потом заменил Ш.—Ф. Лафон (впоследствии придворный скрипач Людовика XVIII).

3. Изобразительное искусство

pushkinmuseum.art

Стоит отметить эту популярность лишь на одном примере — описав, кто увековечивал память участников войны 1812 года. Кроме англичанина Джорджа Доу героев рисовали французы Луи де Сент Обен и Франц Рубо. В занятом русскими войсками Париже Александр заказал свой парадный портрет придворному художнику Наполеона Ф.П.C. Жерару. Золотую шпагу для Кутузова Александр I заказал Ж.—Ф.—А. Дювалю, выдав ему из императорского хранилища изумруды, бриллиант, а также выплатив неслыханный гонорар. Династия Дювалей также делала короны для двух императриц: Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны. Ремонтом и изготовлением орденов при дворе, занимался французский ювелир Франц Франк. Увлечение французскими художниками иногда приводило к казусам. Так, в ГМИИ им. Пушкина хранится картина «Конный портрет князя Б.Н. Юсупова» кисти француза А.—Ж. Гро. Он полностью кроме, разумеется, лица скопирован с портрета брата Наполеона Жерома.

Сообщение Французское культурное влияние в русском аристократическом обществе XVIII-XIX веков появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.