Современный классик сказал: «Миром правит не тайная ложа, а явная лажа». И если приглядеться внимательнее, то можно увидеть как об эти слова словно яйца о гранит разбиваются множество конспирологических теорий. В том числе одна из самых популярных у нас в стране. Речь идет о взрывах или, как их еще часто официально называют, хлопках бытового газа в жилых домах. Резонансные «газовые» аварии в 2018-2020 гг. произошли в Вологодской, Челябинской, Московской, Ростовской, Тюменской областях и Алтайском крае.
Домашним конспирологам формулировка «хлопка» особенно нравится. Дескать, раз хлопок, а не взрыв, то и всё остальное неправда: и не газ там вовсе рванул, и не сам по себе. Ну, а власти, как обычно, скрывают. Что ж, когда рушатся подъезды, слово «хлопок» звучит и правда по-дурацки. Но и только.
Реальность же, как это часто бывает, гораздо скучнее. Хоть и не менее опаснее. О ней и поговорим.
***
В конце апреля 2020 года состоялся суд на мастером участка «Газпром газораспределение Вологда». Женщину обвиняли в том, что она скрыла от населения, жилинспекции и департамента городского хозяйства факт недопуска газовиков в квартиру, в которой 15 декабря 2018 года произошел взрыв газа. Напомним, взрыв случился в угловой квартире верхнего этажа пятиэтажки на Карла Маркса, 74а. В результате ЧП погибла хозяйка квартиры, еще 3 человека было ранено, сама квартира была полностью разрушена и еще одна – повреждена. При этом, по оценке специалистов, при ином расположении источника аварии последствия могли быть и значительнее.
Крайнего в этой истории найти не получилось. Суд мастера оправдал. Как оказалось, газовики в принципе не обязаны докладываться о недопуске в жилище ни жилинспекции, ни горхозяйству, а вопросы по устранению возможной опасности находятся вне компетенции этих ведомств. Не обязана была мастер и информировать население о том, что её не пустили в квартиру.
Однако сам вопрос никуда не делся. Кто же все-таки виноват?
Ответить на него может помочь статистика. Она, как это часто бывает, неутешительна.
И свидетельствует о том, что в Вологодской области, как и в целом по стране, ежегодно растет количество газового оборудования с истекшим сроком эксплуатации. Прежде всего, это касается жилищного фонда, построенного еще в СССР.
Так, по данным АО «Газпром газораспределение Вологда», в феврале 2019 года в области было 90 тысяч единиц газового оборудования с превышенным сроком эксплуатации, то есть примерно 20% от общего количества газовых плит, котлов и прочего оборудования в квартирах и частных домах. На начало 2020 года эта цифра практически не изменилась. Кроме того, более чем 3 тысячи многоквартирных домов имеют устаревшее общедомовое оборудование – а это более 40 % от всего газифицированного фонда области.
В 2019 году региональные СМИ сообщали, что газовикам поступило 4200 аварийных заявок от граждан. Хотя по данным того же «Газпром газораспределение Вологда» уже в сентябре заявок было более 7 тысяч.
В соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ, когда выходит срок службы газового оборудования, его необходимо либо менять, либо диагностировать с продлением службы ещё на 5 лет и периодически проверять в дальнейшем. Диагностикой и регулярным техобслуживанием приборов должна заниматься специализированная организация из реестра Ростехнадзора. Договор же на эту услугу обязаны заключить управляющая компания или собственник жилья.
Сейчас в Вологодской области 5659 многоквартирных домов с внутридомовым газовым оборудованием (77,6%) обслуживаются АО «Газпром газораспределение Вологда», 1544 домов (21,1%) – другими организациями. По внутриквартирному оборудованию 90,7% абонентов охватываются также компанией «Газпром газораспределение Вологда» и 3,6% — другими частными структурами. Вообще отсутствуют договоры на техобслуживание и ремонт у 6% абонентов (более 23 тысяч человек), а также в 1,1% многоквартирных домов. По мнению газовиков, именно эти люди представляют повышенную опасность — как для себя, таки для окружающих.
Однако не все так просто. На практике эффективного обслуживания нет и в отношении оборудования, на которое оформлены договоры. Дело в том, что ТО должно проводиться не реже 1 раза в год, при этом газовики обязаны ежегодно обслуживать не менее 5 тысяч единиц внутридомового и 395 тысяч единиц внутриквартирного оборудования.
«Газпром газораспределение Вологда» в 2018 и 2019 гг. обслужило всё внутридомовое оборудование, однако при этом диагностика оборудования с истекшим сроком эксплуатации выполнена только в 2 тысячах домов (хотя всего таких домов более 3 тысяч – см. выше). И более 1500 из них были проверены лишь после взрыва в Вологде. Что до техобслуживания газовых плит, колонок и прочего, то оно выполнено только на 54% и без диагностирования (при том, что диагностики или замены требует каждая 5-я единица оборудования!).
В ответ специалисты оправдываются, что их просто не пускают в жилище. Действительно, проблемы с этим есть. Однако не всё стоит валить на нерадивых хозяев. Другой причиной является формальный подход газовиков к своей работе.
***
Сначала правила. По закону оповещать жильцов о предстоящем техобслуживании нужно сначала путем публикации графиков работ в СМИ, Интернете и местах общего доступа. В случае же недопуска в жилище в объявленное время, исполнитель обязан направить каждому собственнику индивидуальные уведомления, а затем и письменные извещения с разъяснением последствий. Собственник в ответ имеет право согласовать удобные ему дату и время. Если же и это не помогло, то по факту недопуска газовиков составляется акт, один из экземпляров которого направляется в государственную жилищную инспекцию и является основанием для привлечения собственника к административной ответственности.
На практике же происходит следующее.
Во-первых, объявления о проверках расклеиваются на подъездах или внутри, и большинство жильцов задумчиво проходит мимо, не обращая на них никакого внимания.
Во-вторых, для проверки часто назначаются значительные временные интервалы в будни (например, первая или вторая половина рабочего дня). От жильцов требуется постоянно находиться в это время дома и многие просто плюют на ожидание мастера — находятся дела поважнее. Газовики в долгу не остаются и плюют в ответ — в 2019 году специалисты «Газпром газораспределение Вологда» составили только 470 актов о недопуске рабочих (а в 2018 году и вовсе лишь 24 акта), что значительно ниже объемов самих невыполненных работ.
И как в итоге установило расследование взрыва на Карла Маркса, помимо очевидной вины собственника там также имело место именно неисполнение Правил со стороны газовиков.
С одной стороны, можно ударить по наплевательскому отношению граждан санкциями. В конце концов для этой цели существуют специальные административные штрафы. Однако по оценке жилинспекции, наказание нерадивых собственников рублём также не эффективно. Санкция для граждан составляет всего 1-2 тыс. рублей, а за повторное нарушение – от 2 до 5 тысяч. При этом в руках газовиков есть и реально действенный инструмент — приостановка подачи газа. Но на деле в нашем регионе это практически не применялось (за исключением неплательщиков, конечно; выходит деньги важнее безопасности?). Штрафовать же газовиков у нас почему-то вообще не принято.
Ещё одной крупной проблемой является право собственников жилья и управляющих компаний заключать независимо друг от друга договоры с разными обслуживающими организациями. При этом уведомлять о своих подрядчиках никто никого не обязан: ни жильцы УК, ни УК жильцов, ни все вместе — аварийную службу. Как следствие — полная рассогласованность действий в случае звонков на 04 и срабатываний датчиков, хотя именно от эффективности взаимодействия этих организаций зависит судьба людей и их имущества.
Не помогает и то, что с 2017 года все газообслуживающие организации обязаны заключать с «Газпром газораспределение Вологда» соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении бытового оборудования. Но не заключают. По некоторым данным, это связано с ценовыми разногласиями (и снова деньги!), а также тем, что госжилинспекция фактически не привлекает за это газовиков к ответственности. И раз платный договор на практике можно не заключать, то зачем его заключать?
В результате происходит следующее: на сигнал «запах газа» приезжают специалисты «Газпром газораспределение Вологда» и банально перекрывают подачу газа на весь дом — до устранения утечки управляющей компанией и ее подрядчиком. В 2019 году таких случаев было 500, в том числе 98 раз в домах, которые обслуживаются другими организациями.
Однако такая мера мало того, что не эффективна (некоторые дома из-за этого по несколько суток сидят без газа). Она еще и опасна. Ведь если перекрыта только общедомовая подача, то во внутренних трубах остается еще много газа, который может выйти через искомую утечку наружу. И этих остаточных объемов когда-нибудь хватит, чтобы произошёл тот самый «хлопок».
***
Как и любую запускаемую годами проблему, решить эту можно лишь комплексными мерами. Эксперты говорят о том, что первым делом необходимо автоматизировать все процессы, связанные с обслуживанием, ремонтом и диагностированием газового оборудования. И, соответственно, автоматически формировать административные постановления в отношении пользователей, газообслуживающих и газораспределительных организаций.
Необходимо ужесточение и самой ответственности. Причем как собственников за недопуск мастеров, так и самих газовиков — за срыв сроков техобслуживания и диагностики, пренебрежение соглашениями на аварийно-диспетчерское обеспечение и нарушение порядка уведомления жильцов.
И, наконец, следовало бы раз и навсегда установить четкий порядок взаимодействия между всеми организациями. Наверняка тут помогла бы отмена платы за соглашения и договора газовиков друг с другом. Однако учитывая стремление структур «Газпрома» выжимать любые копейки отовсюду, это пока что выглядит самой сложной проблемой.
Пока же система продолжает дряхлеть, а порядка не приходится ждать — пресловутые «хлопки» не прекратятся. И рады этому могут быть только интернет-конспирологи…
Сообщение Хлопок как на ладони: взрывы газа в домах — это наша неизбежность? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.