Старая Европа теперь уже не та, что была даже в 80-е. Поэтому я с ностальгией рассматриваю фотографии Парижа тех времен, когда он был лишен наплыва туристов и навязчивых уличных продавцов брелоков, когда дети могли играть на улицах, не опасаясь автомобильного потока. И чем глубже я опускаюсь к началу XX века, тем лучше мое самочувствие. А помогает мне в этом знаменитый французский фотограф Робер Дуано.
Он родился в апреле 1912 года в парижском пригороде — почти ровесник века. Его мать умерла, когда мальчику было семь лет, а вторая жена отца воплотила в себе все качества злобной мачехи из сказки. Может, поэтому в творчестве Дуано многое посвящено детям, играющим на улицах прекрасного города — играющих без взрослых. Его проявившаяся в кадре любовь к детям уважаема французами — несколько школ носят имя фотографа.
Поначалу юношу привлекали гравюра и печатное дело. Но тут в его руках оказалась фотокамера. Первые свои фотографические опыты он начал в студии, выполнявшей заказы для фармацевтической промышленности. Съемка рекламных фотографий и уличных объектов, с которой он начал, научила его чувствовать диспозицию, работать с формами, а главное — со смыслами. В работах Дуано всегда можно найти многоуровневый смысл.
Большое влияние на Робера произвело его знакомство со знаменитым скульптором Андре Виньо, в студии которого он много работал и у которого учился светописи. И, похоже, Дуано превзошел своего учителя, поскольку персоне Виньо в культуре Франции отведено значения явно меньше.
Дебют в профессиональном фотоискусстве произошел в 1932 году. Интересно, что Дуано запечатлел тогда один из самых известных в мире культурных артефактов Франции — парижский блошиный рынок («Марш де пюс»). Серия снимков была опубликована в журнале «Эксельсиор».
Когда началась II Мировая война и немецкие войска стали продвигаться к Парижу, Дуано, не раздумывая, вступил в ополчение — он жаждал защищать свой любимый город, в котором началось его восхождение как творца. Но правительство Франции отказалось защищать Париж, и Дуано вступил в движение Сопротивления. В типографии в Париже весь период оккупации он печатал листовки под самым носом у немцев.
После войны Робер вернулся к карьере фотографа и стал сотрудничать с журналом Vogue, а также с агентством ADEP. При этом он отвергал любые предложения, если ради них требовалось покинуть Париж – он слишком его любил.
Умер Дуано в 1994-м году в одном из парижских предместий в своем доме.
Давайте посмотрим еще несколько его снимков, которые расскажут нам о давно ушедшем Париже XX века и, возможно, заставят вас задуматься еще о чем-нибудь.
Сообщение Творческий путь Робера Дуано — фотографа и патриота Парижа появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.