Одним из величайших литературных феноменов XX века стала трилогия Толкина «Властелин колец». После того, как Питер Джексон экранизировал великое произведение, оно приобрело фантастическую популярность. Однако при этом во многом лишилось своей глубины.
Больше, чем сказка
Многие воспринимают «Властелин колец» как очень красивое фэнтези с захватывающим сюжетом, но не более того. Но произведение Толкина волнует не только любителей драконов, хоббитов и волшебников.
Философ Эрик Кац отмечает, что автор «Властелина колец» поднимает важный вопрос о связи этики и власти.
Примерно 2 400 лет назад греческий философ Платон сформулировал вызов добродетельной жизни. Суть его заключается в следующем: если человек получит возможность удовлетворить каждое своё желание и не будет нести за это никакой ответственности, то станет ли он вести себя добродетельно и откажется от неограниченной власти?
Платон полагал, что хороший и мудрый человек так и поступит. Ведь чего стоит власть без возможности любить, дружить и радоваться жизни? Чего лишается каждый, отвергающий путь добродетели.
Выбор героев Толкина
Замечательно, что некоторые герои «Властелина колец» сумели сопротивляться искушению безграничной властью, которую давало кольцо Саурона.
Леди Галадриэль, Бомбадил и Сэм категорически отказались от Кольца Всевластия. Как у них это получилось?
Они думали о своей душе и осознавали границы своих возможностей. Но разве кольцо Саурона не позволяло раздвинуть эти границы?
Скорее всего, речь идёт не о пределах физических возможностей. Герои, наотрез отказавшиеся от Кольца Всевластия, осознавали, что если они согласятся принять всемогущую власть, то не смогут вернуться к своим прежним личностям.
Превыше всего они ценили своё «я». И в этом проявилась их великая сила.
Сообщение «Властелин колец» с точки зрения философии: как 3 героя смогли отказаться от Кольца Всевластия появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.