Русалки в славянской мифологии похожи на юных девушек в белых одеяниях, удивительно прекрасных, с лилейно-бледной кожей и зеленоватыми волосами, с вплетенными в них водорослями и кувшинками.
Русалкам приписывали свойство очаровывать мужчин, завораживая волшебным пением и заманивая в подводное царство. Вступившего к ним в хоровод русалки могли защекотать, если у парня не было с собой подходящего оберега.
Русалки – девушки, рано ушедшие в Навь и ставшие духами воды. Их называют также навками или мавками. У южных славян они зовутся вилы, виллисы, вилии.
Именно на неделю перед Купалой они выходят из водоемов. Русалки также считаются покровительницами плодородия. Когда навки танцуют, рожь начинает колоситься. Подчиняются они водяному.
Мавкой, а затем и богиней плодородия, стала сестра Купалы, разлученная с ним в детстве – Кострома. Поэтому Проводы Русалки – это проводы сестры Купалы, прекрасной Костромы, и завершаются они в ночь с 23 на 24 июня чествованием Богини Ночи Купальницы.
Поскольку Зеленая Неделя связана с открытием купального сезона, в более южных районах Русалии проходят в начале июня. Но связь Русалий с Солнцеворотом и легендой о Купале выглядит более логичной.
Существует множество обрядов и ритуалов, посвященных этой неделе, когда духи властвуют в Яви. В это время нельзя в одиночку ходить в лес и, тем более, купаться. Запрещены и женские дела: рукоделие, работа по дому и в поле. За нарушение этого правила духи мстили.
Чтобы ублажить навей, устраивали застолья, игры, хороводы. На березах, мавьих деревьях, развешивали дары: женскую одежду, лапти, ленты, венки, угощения. Мед, яйца оставляли в лесу и на перекрестках дорог.
На Русалии делали чучело, изображающее русалку, или наряжали русалкой девушку (в белое платье и венок). Чучело сплетали из соломы и мазали дегтем, а затем сжигали.
С ряженой русалки, «провожая», срывали венок, и бросали ее в рожь. «Русалка» должна бегать за своими гонителями и щекотать того, кого настигла. Венок русалки сжигали на ритуальном костре, изгоняя шаловливого духа.
Одним из игровых ритуалов было ряжение в коня. Славяне верили, что в водяных коней превращались заманенные русалками мужчины.
Двое мужчин брали жерди, накрывались материей, украшенной бубенцами. Идущий впереди держал конскую маску, а иногда и лошадиный череп. Сопровождал ряженых погонщик-«водяной». Водяного и его скакуна с шутками, песнями и смехом, ближе к вечеру, выгоняла праздничная толпа.
В время Русалий вязали веники из семи берез, которые по традиции избавляли от любой хвори. А в ночь перед Купалой все травы обретали волшебную силу.
Солнцеворот 21 июня – день летнего солнцестояния, обозначал окончательный уход Ярилы на небо, с этим связана традиция скатывания огненного колеса в воду. Взрослеющий Ярила продолжает укреплять свою власть вплоть до осени.
Недаром божественные близнецы, Купала и Кострома – дети Огнебога Семаргла и Купальницы. Их рождение, гибель и воскрешение связаны с двумя важнейшими стихиями: огнем и водой.
Кстати, водяной тоже имел свойство молодеть с растущим месяцем и стареть на убывающую луну.
Сообщение Русалии или русальные недели перед солнцеворотом появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.