В Интернете так много «правил для родителей», что у нас может закружиться голова. Мы можем попытаться навязать бесчисленное множество установок своим детям, но это будет слишком серьезное отношение к советам, взятым случайно. Также мы можем отрицать все и позволить ребенку развиваться естественно. Или мы можем задаться вопросом, почему ребенку нужны правила, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
Мир построен на логике и правилах, общество построено на них, человеческая личность также основана на них. Стабильность человека строится на знании его личных границ. Если мы хотим социально адекватного, эмоционально стабильного ребенка, мы должны убедиться, что он понимает правила.
Что важно в правилах?
Незрелая психика детей не может судить, как их действия влияют на других. Они могут осознать действие и результат, оценить, вызывает ли происходящее эмоции у людей. Они могут понять, нравится им это или нет. Но до школьного возраста они не могут судить, как их действия повлияют на другого.
Психические процессы детей нуждаются в предсказуемой и стабильной среде для формирования здоровой и спокойной личности. Установка границ и правил приносит порядок и логику в мир — это делает его предсказуемым.
Правила учат детей тому, что такое власть. Хорошо установленные правила, которые поддерживают структуру предсказуемого мира, показывают ребенку, кто является властью. Это человек, который имеет больше возможностей, знает больше вещей, видит больше. Этот человек не разрушителен, он не нарушает порядок. Он не навязывает новые правила только для того, чтобы показать свою силу или получить выгоду. Он лидер, а не хулиган.
Если родитель постоянно меняет правила, не следует им и сам идет к деструктивному поведению, он просто подает ребенку пример, что жестокий человек наделен большими полномочиями, чем другие. Такое знание может превратить ребенка в обидчика, действующего по наблюдаемому принципу, или жертву, подчиняющуюся такому обидчику.
Еще одна причина назначения правил — ребенок выстраивает собственную систему оценки мира, важных и неважных вещей в нем. Ему удается судить, какие мотивы для совершения действия имеют первостепенное значение, а какие незначительны.
Как обеспечить соблюдение правил?
Важно соблюдать правила с вместе с ребенком, потому что он не может начать делать то, чего не делаем мы. Но также важно объяснить, почему это правило существует, периодически напоминать и, в случае возникновения отклонений от установок, отмечать это и говорить об этом. Таким образом, у ребенка будут установлены границы, и он будет знать, почему существуют пределы.
Правила учат детей тому, что их действия имеют естественные последствия. Нарушение правила влечет за собой санкции.
Если ребенку говорят, что что-то случится, но этого не произойдет, он просто сделает это ещё раз. Авторитет взрослого человека падает. Граница размыта, и это создает неопределенность, которая заставляет ребенка проверять, что происходит, переходя и другие границы.
Мы не должны быть очень строгими.
Правила и границы — это еще не все в воспитании детей. Они просто дополняют теплые чувства, хорошее отношение и объяснение происходящего. Но без них дети не смогут адаптировать свою психику к миру, в котором мы живем.
Сообщение Почему дети нуждаются в правилах поведения появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.