Легендарный фильм , снятый в 1966 году режиссером Геннадием Полокой , под названием «Республика ШКИД», был снят по одноименной повести Григория Белых и Алексея Еремеева. История была основана на реальных событиях. Еремеев и Белый сами были воспитанниками Школы.
После Октябрьской революции 1917 года в Петрограде было слишком много детей, оставшихся без родителей. После выпуска из детских домов, подростки уходили «вникуда», они были социально-незащищенными и не могли вписаться в социум, который их также активно отвергал. Им не оставалось ничего другого, как только выживать и вести разбойный образ жизни. Воровали, занимались мелким мошенничеством, буянили и плохо влияли на других подростков. Тогда проблему решали экспериментальным путем: создавали трудовые — исправительные школы, которые оказались не эффективны. И еще одним вариантом стала Школа с принципом «свободного воспитания», которую возглавил уникальный человек Виктор Николаевич Сорока-Росинский, он же «Викнисор» в повести.
Педагог, который искренне любил всех детей без исключения, и считал, что у каждого есть шанс на исправление, если найти к нему подход. «Отрицая дисциплину, прививать самодисциплину» — по такой методике Сорока-Росинский убеждал подростков в том, что они сами хотят учиться, сами хотят найти профессию по душе и сами хотят жить, как нормальные люди, без склонности к преступлениям. И, как ни странно, у него это получилось. Первая партия учеников в возрасте от 12 до 14 лет была небольшая, всего 60 человек. Ежедневно у детей было по 12 уроков, кроме этого, они работали в мастерских и кружках, получая разное профильное образование: от слесарей до художников. Чтобы минимизировать количество проступков, была введена конкурентная борьба. Воспитанники были разделены по группам и в течении каждого месяца боролись за «звездочки», у кого их в конце месяца было больше, та группа и победила. «Звездочки» снимали за проступки или нецензурную брань.
Сорока-Росинский никогда никого из воспитанников не наказывал, не заставлял делать какую-то работу против воли. Он обладал мастерством убеждения. Например, однажды, он попросил одного из детей вымыть полы в классе, воспитанник возмутился и наотрез отказался. Тогда Сорока-Росинский сам взял тряпку и ведро, и начал увлеченно протирать паркет. Эффект «Тома Сойера» сработал, ребенок сам захотел сделать уборку.
Самое интересное, что тяжелая учеба, скудный паек не пугали детей, никто из них не пытался бежать из школы. Более того, почти все «шкидовцы» после выпуска нашли нормальную работу, создали свои семьи. Кто-то даже работал в Министерстве. ШКИД оказалась самой эффективной в перевоспитании трудных подростков. Правда, Сорока-Росинского лишили права работать в школе в 1925 году. Партия посчитала, что он прививает детям слишком много «интеллигентности», что шло вразрез с коммунистической идеологией. С его уходом, школа — коммуна перестала существовать, она превратилась в обычное общеобразовательное учреждение, а понятие ШКИД осталось только в литературном и кинематографическом пространстве нашей истории.
Сообщение Республика ШКИД — коммуна для трудновоспитуемых подростков появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.