Так, сайт theconversation.com ещё в апреле опубликовал мнение редакции под названием «„Китайский вирус“ Дональда Трампа: политика именования».
Вероятно, из-за недостатка информации о новой инфекции, а также в попытке уберечь экономику от рисков президент США с января по первые числа марта преуменьшал угрозу эпидемии.
Кстати, его направленные на «унижение» нарастающей проблемы высказывания подсчитали. На сайте nytimes.com доступен «Полный список попыток Трампа преуменьшить коронавирус».
Итак, до поры до времени Трамп представлял ковид как малозначительную трудность, дескать ситуация начнёт улучшаться, и вот-вот изобретут вакцину, и так далее, и тому подобное.
Когда число больных в Штатах стало расти по экспоненте, пришлось взглянуть в лицо суровой реальности. И тогда президент США стал употреблять выражение с оттенком расизма «китайский вирус». По подсчётам ресурса Factbase господин президент использовал словосочетание «китайский вирус» более 20 раз только за две недели, с 16 по 30 марта.
Неслучайно здесь использован как титульный фотоснимок, на котором очевидна осознанность и взвешенность такой формулировки. Фоторепортёр зафиксировал конспект речи, в где Трамп зачеркнул «корона-» и заменил это на «китайский».
Эксперты увидели в этническом прилагательном расизм и ксенофобию. Причём, добавим, опасные не только для морали и нравственности. Как мы недавно наблюдали, межрасовый раскол способен привести к насилию, мародёрству и поджогам, причём не только в США.
Трамп отверг такие подозрения, сказав: «Это совсем не расизм. Нет, это совсем не так. Это из Китая. Вот почему».
Президент США вдруг прекратил использовать выражение «китайский вирус» после того, как Китай пообещал прислать медикаменты. И вместо этого Трамп словесно атаковал ВОЗ , причём… за восхваление Китая.
Естественно, слово «китайский» нужно не только для того, что прикрыть собственные ошибки в здравоохранении и переложить вину на соседа по планете. Далёкие от политики и экономики читатели найдут массу информации по запросу «США хотят наказать Китай за коронавирус» в Google или Яндекс. Ввести санкции против глобального конкурента, чтобы из общемировой беды извлечь пользу? Почему бы и нет.
Казалось бы, при чём тут суверенная Российская Федерация? Уже очевидны неизбежные по естественным причинам последствия для экономики. Предприятия вынужденно не работали какое-то время, а зарплаты надо начислять, и какие тут могут быть в бюджет налоги, да ещё и падение спроса — с этим всё ясно. Россиянам в этом смысле может быть чуть легче не только в моральном плане, ведь всем странам так или иначе стало труднее. Должен помочь и разнообразный опыт выживания в период войн и кризисов, на фоне которых коронавирус большинству из нас, особенно людям старшего поколения, покажется не столь ужасным. В конце концов, предсказанный Всемирным банком спад в глобальной экономике в текущем году на 5,2 процента должен ещё сбыться, да и как он ещё повлияет на среднего россиянина — пока неизвестно.
О последствиях пандемии коронавируса для нашей страны своё мнение нам предоставил кандидат экономических наук, эксперт в области международных отношений по странам СНГ Руслан Темирбулатов. Опыт общемировых кризисов вроде «Великой депрессии» говорит о том, что нередко проблемы в экономике подпитывали политическую напряжённости внутри стран и вне их. И нередко попытки уменьшить внутриполитическую напряжённость побуждают ряд политиков провоцировать не только международную конфликтность, но даже войны.
В этом свете более тревожной выглядит открытая полемика между Соединёнными Штатами и Китаем, которые обмениваются высказываниями о том, кто отвечает и ответит за распространение коронавируса.
Мы уже рассмотрели, и подробно, историю и смыслы выражения «китайкий вирус» из уст руководства США. В ответ 24 мая руководитель китайского МИД Ван И прямо заявил, что американские политики сеют нацеленную против КНР ложь. Затем представитель внешнеполитического ведомства Поднебесной потребовал расследовать совместно с ВОЗ собственно происхождение инфекции: как и откуда взялся этот коронавирус.
Однако одной риторикой не обошлось. Идея о «китайской ответственности за вирус» также привела к судебным искам. Первый из двух таких исков подала в окружной суд Техаса целая группа: правозащитная организация Freedom Watch, фотостудия Buzz Photos и адвокат Ларри Клейман. Суммарные требования истцов — 20 триллионов $. Причём иск попутно направили в Гаагу, для рассмотрения также в Международном уголовном суде.
Второй иск поступил в суд Южного округа Флориды от юридических фирм Berman Law Group и Lucas-Compton. Сумма требований — 6 триллионов $.
В общем, ещё в апреле появилась информация, что судиться с Китаем за предполагаемое сокрытие сведений об инфекции планируют и другие штаты США, а ещё австралийцы.
Темирбулатов считает, что идея об ответственности за то, что Китай якобы замолчал данные об эпидемии, стала средством не только борьбы за деньги, но и орудием внешней политики для Соединённых Штатов и их союзников.
Если Китай заставят платить, то это скажется на его экономике, которая, добавим, влияет на всю мировую экономику. Если КНР не станет платить, то против них введут санкции, либо противостояние даже достигнет военного уровня, предположил эксперт.
Тот факт, что с Китаем судятся как с виновником пандемии коронавируса, создаёт прецедент ответственности за чрезвычайную ситуацию. Причём, потенциально, за любую ЧС, разного типа. И это можно считать новым типом оружия в так называемой гибридной войне, считает Руслан Темирбулатов.
Для России это значит вероятность самой попасть под «эпидемиологическое давление». Кстати, различных биолабораторий в странах вокруг РФ — Грузия, Украина и других — немало.
Эксперт отметил как тревожный тот факт, что в СМИ Украины появилась гипотеза о вероятной причастности лаборатории в Новосибирске к возникновению и собственно пандемии коронавируса. Перебежчик из КГБ Советского Союза в Штаты Юрий Швец поведал украинским журналистам, будто бы ещё в сентябре 2019-го после ЧП из новосибирского «Вектора» утёк штамм ковида, ведь его именно там и разработали. Кстати, буквально назавтра после швецовской гипотезы журналисты BBC поделились утверждением, что «Вектор» — крупнейший из существующих депозитарий различных опасных микробов. И что якобы был случай мае 2004-го: лаборант «Вектора» нечаянно укололся вирусом Эбола и погиб. Слова Швеца могут быть подготовкой общественности для последующей «коронавирусной атаки» на Россию, опасается эксперт.
От РФ из соображений безопасности при этом потребуется мониторить СМИ на предмет подобных угроз, особенно версии об источниках ковида, а также нужна концепция дополнительных мер во избежание атак биологическим оружием. То есть, нужна суверенная и последовательная политика в условиях посткоронавирусного мира, заключил Темирбулатов.
Сообщение Как коронавирус стал «камнем в чужой огород» появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.