«Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» — писал Ницше в своей книге «Как говорит Заратустра». А хаоса у Гойя было очень много, но прятал он его почти до самого конца. И когда хаос все-таки вырвался наружу, Гойя стал гением, ведь гениями не рождаются, а становятся, проходя свой уникальный путь. На этом пути Гойя оказался, когда ему было уже 70 лет.
Его жизнь всегда была погоней за богатством и славой, в которой каждому удавалось его обогнать. Его полотна никого не поражали, на него не возлагали особых надежд. Гойя был посредственностью, который отчаянно пытался пробиться через тернии к звездам.
Однако, все изменилось, когда художник пережил череду болезней: тяжелый паралич, а впоследствии глухота. Старческая немощность и глухота заставили его замкнуться в себе, удалиться от света. Желая быть подальше от людей, он купил себе дом недалеко от Мадрида, который в последствие станет назваться «Quinta del Sordo» (Дом Глухого).
На самом деле, его стоило бы называть Домом Ужасов. Боль и отчаяние художника породили хаос, который наконец-то вырвался наружу, показав истинных чудовищ. Именно «чудовища» стали украшением стен Дома Глухого.
Именно здесь в нем просыпается истинный творец. Никакого разума, деталей, только экспрессия. Во время своих творческих порывов он не пользовался кистью. Это было ни к чему. Теперь он писал пальцами прямо на стенах своего дома. Со стороны он мог показаться душевнобольным человеком, но нет. Именно здесь рождалось искусство, именно здесь Гойя смог выразить свою индивидуальность и философию. Его дом стал пристанищем ужаса, а цикл картин, написанных в этот период, стали называть «pinturas negras» (черная живопись).
Некоторым своим картинам Гойя нашел особое место. Например, данная картина находилась прямо напротив его кровати. Это Атропос, старшая богиня судьбы, перерезающая нить жизни, а проще говоря, она сама Смерть. Каждое утро, проснувшись, Гойя видел эту картину, которая смеялась над ним громким злобным смехом, как бы говоря: «Тебе нет места в этом мире, твоя участь — просыпаться с мыслью о смерти».
Вот так парадоксально, чтобы пролить свет гениальности, художнику пришлось погрузиться глубоко во тьму. К сожалению, Дом Глухого не сохранился, но шедевры, созданные в его стенах, теперь хранятся в музее Прадо в Мадриде.
Сообщение «Черная» живопись в доме Глухого. Франсиско де Гойя появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.