Все вы разумеется читали буквально томами огромное количество статей на тему «ВВ, как культурный феномен нашего времени» и так далее и тому подобное. Я даю руку на отсечение, что там описывались прекрасные актеры, умопомрачительные декорации, и преданность сценаристов турецкой истории.
Так ведь и было?
Далее.
В историю мы особенно влезать не будем, ибо это не мой предмет, да и чревато это: в двух словах Турция уже давно пытается что-то значить на международной арене.
А для достижения цели, как мы знаем, хороши все средства.
Так вот. Кроме всяких военных действий и межгосударственной дипломатии существует так называемая стратегия мягкой силы. Назовем это культурной дипломатией. И этот инструмент не стоит недооценивать.
Приведу самый родной пример: кинопроизводство нашей любимой России.
Что отечественное кинопроизводство продало за границу?
Маша и медведь? Да.
Интернов? Да.
Чебурашку? Да, японцы просто без ума от Гены и его друга.
Вот сейчас новый «Ну, погоди» собираются отправлять на восток развлекать китайских детишек. И сын великого Сергея Бондарчука что-то там гордо заявлял о своих блокбастерах, которые чуть ли не в США идут в кино. Дай Бог.
Вернемся к Турции.
Культовые 90-е да и начало нулевых – турецкий эфир (да и не только турецкий, будем честны) захламлен разнокачественной голливудовщиной до отказа. Хотя, как и у нас, у них на то время уже были культовые режиссеры, которые ставили отличные фильмы и выступали на различных фестивалях очень даже достойно.
Но! Фильмы они ставили, касаясь острых моментов внутриполитической обстановки своей страны. Вам это не будет это интересно в виду разной направленности векторов наших культур.
В начале нулевых в Турции начинается процесс либерализации и страна перестает быть зажатой (ну, настолько зажатой).
А по всему миру начинается бум сериалов и турецкое кинопроизводство огромным усилием воли (при поддержке государства) отвоевывает внутренний рынок.
Уже молодцы. Причем большие.
Дальше больше.
Начинается распространение сериалов за границу. Естественно со стран, которые близки по культуре и религии: Ближний восток, средняя Азия, Африка и Балканы.
А дальше (как сказал когда-то Гарик Харламов со сцены КВН) нужна бомба!
Китай, Россия и Европа не подсядут на ваше кино, просто потому что оно не заинтересует.
Небольшая ремарка.
Массовая культура помогает постигать чужое мировоззрение посредством того, что вы принимаете и понимаете чужие ценности. У вас создается иллюзия знакомства с этой чужой страной. Вы видите мир через призму чужих ценностей и вуаля!
Все, как в жизни.
Но с небольшой разницей, что кино и сериалы создадут для вас идеализированный (хоть и все-таки близкий к истине) образ.
Этой самой бомбой и был «Великолепный век».
Увлекательный сюжет про властного государя, которого приручила вроде как слабая женщина. С живописными декорациями и пышными великолепными нарядами. С кучей любимых всеми интриг.
Он буквально водил вас за ручку и знакомил с Турцией, с ее культурой, с ее историей.
Вам понравилось? Не то слово.
Результат налицо: после него турецкие сериалы завоевали Россию, Китай и Европу.
Продажи за границу некоторых эпизодов с 4000 долларов возросли до 150 000.
Возрос в разы поток туристов.
А теперь представьте все это в количественном эквиваленте денег и влияния.
Добавлю лишь, что государство всегда дает зеленый свет и финансовую помощь своим сериалам. И не забывает про культовых режиссеров и фильмы, которые представляют Турцию на различных престижных фестивалях.
Вот вам и «Великолепный век»! Улыбаемся вместе с Роксоланой.
Сообщение «Великолепный век» как культурный феномен и трамплин для Турции появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.