Главная / Шоу-бизнес / В Удмуртии не справляются с наследием производителя «Тополя-М»

В Удмуртии не справляются с наследием производителя «Тополя-М»

Воткинск — моногород. Но эта история не про умирающий от безденежья городок, этакий постапокалипсис, совсем нет. Пока окончательный приговор Воткинску выносить рано. Это история о том, как 100-тысячный населенный пункт с гигантским заводом федерального значения, многие годы бывший рекордсменом по налогам в Удмуртии с несколькими десятками миллиардов рублей ежегодного оборота, так и не стал примером успешности. Всех причин этого исторического поражения привести в довольно небольшом материале не получится. Но основную, пожалуй, причину — отсутствие мотивации развиваться независимо от завода и его денег — можно указать прямо сейчас.

Начнем с завода.

Воткинский Завод начал свою историю в 1759 году с первого удара молота. “При царе” тут ковали корабельные якоря и цепи. Тут строили пароходы и паровые экскаваторы, потом запустили в серию главное орудие Великой отечественной войны — ЗИС-3. А уже после войны завод стал одним из центров ракетостроения.

Теперь он единственный в стране производит стратегические твердотопливные ракеты типов. Раньше это были “Тополь” и“Тополь-М”, теперь “Ярс” и “Булава”. И это полноценные космические ракеты с космическим ценником, на которых в 1990-х даже запускали спутники легких классов. Но на сайте предприятия об этом, конечно, не слова. Зато там есть много интересного о гражданских заказах.

Например, о том, что в Воткинске много лет производили оборудование для ЦЕРНа, для Адронного коллайдера. Или что завод постоянно работает по заказам Росатома. Или совсем уж безделица для предприятия “Роскосмоса” — буровое оборудование для нефтегазовых компаний. Работа со сторонними организациями не обходится и без нарушений. Так совсем недавно заводу пришлось выплатить крупный штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Об основном производстве известно лишь, что оно есть. И велика вероятность, что оно, говоря словами Никиты Хрущева «печет ракеты как сосиски». По крайней мере, 11 тысяч сотрудников предприятия работают. Более того, когда вся страна ушла на самоизоляцию из-за угрозы пандемии коронавируса, все предприятия Удмуртии, выполняющие гособоронзаказ, остановились максимум на неделю.

После чего, продолжили работать, обеспечив особые санитарно-гигиенические условия для сотрудников. О масштабных сокращениях на Воткинском заводе никто не слышал. Хотя и поговаривают, что производство не спешно избавляется от пенсионеров и сотрудников не загруженных побочных предприятий. С 15 июня 2020 года на заводе введена четырехдневная рабочая неделя.

Гособоронзаказ-кормилец продолжает обеспечивать Воткинский завод десятками миллиардов рублей выручки. Абсолютно все ЖКХ в городе, все крупнейшие сооружения инфраструктуры, даже прекрасный пруд, живописнейшее водохранилище, вода из которого пополняет Каму, в Воткинске было создано для завода, при его участии, на его деньги, его структурами, руками его рабочих. Но если раньше, в советское время, деньги завода становились локомотивом, который позволял городу развиваться, то теперь все изменилось.

В 1990-х на несколько лет показалось, что история завода закончилась. Тогда, в 1990 году многолетний директор завода дважды герой соцтруда Владимир Садовников покончил с собой. По легенде, тогда он увидел по телевизору, как уничтожают ракеты, которые он строил. Под руководством Владимира Садовникова Воткинский завод строил не только ракеты, но и новый жилой микрорайон Воткинска, набережную пруда, больничный комплекс, поликлинику, санаторий-профилакторий, комплексы зданий технического училища, машиностроительного техникума, магазины и великое множество других объектов.

Местным властям пришлось заниматься тем, к чему они не привыкли. Раньше завод мощью своих котельных отапливал город, давал ему электричество, подавал воду. И мог делать это в принципе даже бесплатно — прибыли от всех производств хватало. Более того, стратегические производства так устроены, что они должны обеспечивать собственную работу в так называемый “особый период”. Вот и Воткинский завод имеет такую возможность. А местные власти – нет. И, похоже, они так и не научились распоряжаться полученной собственностью по назначению и эффективно.

Раньше в Воткинске даже порывы труб или обрывы электропроводов ликвидировали сотрудники одной из служб завода — это были трубы и провода завода. Однако после развала СССР, с остановкой производства ракет, завод перестал зарабатывать достаточно для содержания всей этой инфраструктуры. Предприятие избавилось от непрофильных активов. Трубы и провода передали городу.

Но теперь Воткинск из-за некомпетентности управляющих органов терпит убытки в сфере ЖКХ, а его коммунальные службы сложно назвать успешным примером работы. Более того, сейчас речь идет о доведения ряда предприятий городского ЖКХ до предбанкротного состояния.

Почему городской бюджет недополучает денег? Чье наплевательское отношение губит экономику города? Какие ошибки были допущены в расходовании средств местного бюджета? И почему допускают подобное отношение к работе с финансами?

Очевидно, что знать свои обязанности и хорошо их выполнять должен каждый работник. Но иногда бывает так, что важную должность занимает некомпетентный человек, не умеющий исполнять свою работу. Наверное, именно такие люди занимаются экономикой города.

В 2019 году от Воткинска в Фонд развития моногородов не своевременно поступила заявка, что стало причиной отсутствия финансирования. Его постарались заполнить реализацией имущества ВГЭС которое мало того являлось самым прибыльным муниципальным предприятием города, но и было продано по заниженной себестоимости (около 361 миллиона).

Из-за допущенной ошибки в расчетах администрация города помимо ранее выплаченного налога с продажи в размере 56 миллионов рублей дополнительно должна ещё выплатить 36 миллионов в качестве налоговых отчислений. Из-за ошибки, самый, пожалуй, небогатый город Удмуртии потерял 36 миллионов! Является ли это профнепригодностью тех, кто занимался оформлением документов? Вопрос остается открытым.

Стоит обратить внимание на неэффективную, убыточную работу МУПов. Почему Администрация в должной мере не проконтролировала их работу и допустила упадок таких предприятий как МУП «Банно-прачечный комбинат», МУП «ТеплоСервис», МУП «Водоканал» и МУП «Коммунсервис»?

Все они сейчас находятся в предбанкротном состоянии. Куда смотрит замглавы города по экономике, финансам и инвестициям Ольга Сорокина? На данный момент от этих предприятий больше долгов чем прибыли. Неоднократные предложения ТОП-менеджмента МУПов по выводу предприятий из кризиса пресекались в интересах отдельных коммерсантов.

Например, у МУП «Банно-прачечный комбинат» по итогам оказания в 2019 году услуг прибыль сократилось в 3,3 раза по сравнению с 2018 годом (с 743 тысяч до 225 тысяч рублей), а также появились долги в сумме на 8 миллионов.

Конечно, часть здания БПК сдается в аренду, но это не покрывает даже половину расходов. В итоге, долг растет каждый месяц. Так же обстоят дела и с остальными предприятиями.

Как поясняют компетентные работники администрации, Ольга Юрьевна, как бывший работник налоговых органов дает «правильные» указания по выводу муниципальных предприятий из кризисной ситуации. Так, в случае с МУП «Банно-прачечный комбинат» и МУП «Водоканал» с 2016 года было необходимо отказаться от выплат налогов и сборов в интересах общего бюджета. И эти МУПы до настоящего времени в долгу перед налоговиками и сумма налоговых долгов растёт.

Принятое решение объединить МУП «ВГЭС» с МУП «Благоустройство» привело к неспособности участия вновь созданного «конкурентно-способного» муниципального предприятия в тендерах на проведение каких-либо работ или предоставления различных услуг, потому как не относится к объектам малого и среднего бизнеса в отличии от ранее существовавшего «Благоустройства».

С целью снятия с себя груза ответственности по развитию очередного МУПа, главный работник Администрации по финансам категорически не желала рассматривать программу инвестирования Воткинского «Водоканала». Её устраивала передача предприятия в концессию ООО «Региональная тепловая компания», директор которой имеет богатый опыт в сфере «распила» ЖКХ. Однако, этим планам не суждено было сбыться, так как Министерство финансов Удмуртской Республики не поддержала концессию, в результате чего МУП «Водоканал» взял бюджетный кредит для погашения долгов. По инициативе депутатов городской думы начата подготовка проекта по инвестированию предприятия (саморазвития), как в свое время благополучно получилось у МУП «Воткинские электрические сети». Но это уже совсем другая история.

Назревает вопрос, кто ответственен за это и почему не проводятся мероприятия по ликвидации или реорганизации подобных МУПов? Почему замглавы города по экономике допускает растрачивание городского бюджета на нерентабельные помещения? И после всего этого, может ли она занимать такой важный пост?

Остаются нерешенными и иные вопросы ЖКХ Воткинска, которые поднимались в материалах РИА «SM-News» ранее. Напомним, что не ясна перспектива работы ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод», накопившего огромные долги. Это на самом деле частная компания, связанная рядом договоренностей с Воткинским заводом, появилась в системе теплоснабжения Воткинска в 2014 году.

Тогда муниципальная компания «Коммунальные теплосети» (КТС) была ликвидирована из-за огромных долгов перед поставщиками ресурсов. А поставщик теплоносителя и горячей воды в городе один — Воткинский завод, у которого есть собственная ТЭЦ. И за все эти неурядицы с МУПами, Воткинским заводом и частными фирмами-прокладками в итоге платит потребитель, простой житель Воткинска.

Сообщение В Удмуртии не справляются с наследием производителя «Тополя-М» появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.