В Италии и Турции эту игру называют Boccia («боча»). Во Франции и Швейцарии Petanque («петанк»). И в каждой из этих стран со всей искренностью будут говорить, что эта игра национальное достояние, бережно пронесенное через столетия войн и промышленную революцию, переселение народов и рост городов. Игра, как культурное наследие Римской империи, когда легионеры метая каменные или бронзовые шары тренировали точность глазомера и твердость руки. Как ни странно, но в этой немноголюдной игре находили, выражаясь корпоративно, что-то «командобразующее». Во всяком случае, в XIX веке обеденный перерыв на фабриках и заводах средиземноморья редко обходился без партии в шары. Век ХХ поднял «демократичную» игру на художественные высоты, а потом сделал из нее многомиллионное шоу.
Спасибо фанатичному увлечению купца-коллекционера Сергея Ивановича Щукина современным ему импрессионизмом! Теперь Мы можем познакомится с игрой, заглянув в Эрмитаж, где выставлена работа Матисса «Игра в шары» (Henri Matisse. Joueurs de boules, 1908). Трехцветный фон из широких горизонтальных полос зеленого, ультрамаринового и синего цветов – прием, характерный для темы «золотого века», эпохи грез о слиянии человека и природы, эпохи мечтаний о возвращении к гармоничному состоянию первых людей, которые еще не потерялись в городских джунглях.
Будучи пытливыми туристами, после того как в очередной раз сгорите на пляже, попробуйте заглянуть в дворики южных итальянских, испанских и французских домов курортных городков. Красивый фасад — всего лишь обертка для человеческих коммуникаций, спрятанных за большими воротами. Именно там мощенные, небольшие световые колодцы до сих пор являются ареной борьбы за признание ловкости твоего тела и ума. Это то самое место, где соседи и родственники в августе начинают отмечать Феррагосто(Ferragosto) а все остальное время проводят свое «дворовое» время в регулярном «игровом» общении. Возможно, отсутствие таких семейно-родственных дворов в Северной Европе одна из причин малого распространения или полного там отсутствия игры в шары.
Современные художественные критики считают, что Матисс изобразил становление взрослеющих мужчин. Шары в картине — это самая кульминация, само восклицание опыта соперничества и соперничества, которое так важно для самоутверждения и самореализации мальчиков. Мальчики — это шары (каждый мяч в картине представляет одного игрока) — и соревновательная игра является апогеем того, как они переживают жизнь в культуре, которая стимулирует соперничество.
Сейчас средний возраст игроков, как правило, превышает 40 лет. В Италии игру в шары рассматривают, как спорт, относящийся в медицинской области, к гериатрии. Непрерывная практика приносит психологическую и физическую пользу: улучшает концентрацию внимания, общее равновесие и навыки психомоторной синхронизации; укрепляет мышцы конечностей, брюшной полости и спины. По всем этим причинам игра в шары остаются самым ценным видом спорта для пожилых людей, и особенно для мужчин, которые признают их приятным традиционным хобби. При этом в одной Италии зарегистрированных членов Федерации Боча («Federazione Italiana Bocce») более 120 тысяч человек, что делает эту игру второй по популярности после футбола.
Конечно, представления об игре в шары сильно поменялись со времен римских легионов, но вот традиция передачи опыта от старших к младшим в процессе игры осталась. В конце концов, знаменитые «семейные ценности» Южной Европы, начинаются среди близких людей, которые вместе играют… Играют в шары.
Сообщение Игра в шары — средиземноморская традиция сквозь столетия и народы появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.