Празднование приходилось на расцвет вегетативной силы. Оно посвящалось аграрной магии. Крестьяне обращались с молитвами и магией к богам воды и солнца.
Важно было умилостивить духов земледелия, которые властвовали над природными явлениями и стихиями, преподношениями и дарами. В то время верили, что именно таким способом можно обеспечить себе хороший урожай.
Особые примечания дня
День Агафены Купальницы являлся вступительным перед 12 дневным празднеством. Он подготавливал людей к разным обрядам и гаданиям. Вечером начинался сам праздник Купалы с ритуалами и хороводами вокруг костра.
Славяне до утра веселились и плясали у костров, святили воду, приносили пожертвования, совершали разные обряды с растительностью.
Утром этого дня все отправлялись в бани, чтобы попариться и смыть с себя все грехи. Восстанавливали и укрепляли силы, отгоняя болезни и напасти. Людей, которые были не здоровы, натирали лечебными травами, парили и читали молитвы.
Веники для парения заготавливались этим же днём. Считалось, что они наделены целебными свойствами от святой Аграфены.
Женщины после обеда в лесу руками обламывали молодые ветки берёзы и плели себе из них венки.
Ритуальные веники готовили из веток разных деревьев вкладывая по одной: берёза, ива, калина, ольха, черёмуха, рябина, смородина. Добавляли в них по цветку различных лечебных трав. Веники хранили весь год не только для парения, но и для обрядов.
После парения накрывались праздничные столы с угощением из постных блюд в складчину. Приглашались неимущие.
Обед завершался празднованием, продолжавшимся до утра: люди, украшённые цветами и травами, водили хороводы, прыгали через костры, гадали, купались в реках, пели, пировали. Главной тамадой вечера была наряженная в белые одежды девушка, которую величали Купалой.
День известен культом растений. Обязательно у всех на головах были венки из цветов. Травы и зелёные ветки бросали в огонь и воду. Хороводы водили вокруг берёзы, которую срубили и украсили для праздника.
Особое значение уделялось живокости. Считалось, что прыгая с этой травой в руках через костёр, важно смотреть на огонь. Народ верил, что после такого ритуала, болезнь глаз минует каждого, кто прошёл через этот обряд.
Прогнозы на день
Все растения, собранные в этот день, обладают целебными свойствами и способствуют оберегу от нечистой силы. С их помощью проводятся разные магические обряды на протяжении всего года.
Травы собирались, в основном, колдунами и знахарями. У каждого из них было своё предназначение.
Девушки и женщины занимались сбором трав, чтобы усилить их лечебную силу. Букет состоял из зверобоя, купальника, золототысячника, ивана-да-марьи, медуницы, мокреца, чистотела, междуперсника и других.
Обычай сбора трав в дни Агафены Купальницы и Ивана Купалы был основан на убеждениях, что трава и корни в это время сочные. Траву собирали до Петрова дня, после которого лечебные свойства травы теряются.
В ночь на Ивана Купала все искали волшебный цветок папоротника, который способен делать людей невидимыми и проходить в любые помещения. Но добыть его сложно. Удаётся это только ловкому и смелому человеку.
День, который важен для завершения старых дел. Нельзя браться за новые, они все приведут к провалу и разочарованиям.
Отдавая в долг деньги, можно забыть о них навсегда. День полезен для отдыха ума и сердца. Ночные гадания и обряды способствуют успеху.
Сообщение «Вечера на хуторе близ Диканьки»: народные приметы и поверья на 6 июля, день Аграфены Купальницы появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.