Посетив не так давно низовья Дона и, прогулявшись, по сёлам и городам Волгоградской и Ростовской областей, я часто замечал людей, одетых в традиционную казачью одежду. Это не удивительно, ведь раньше эти земли входили в состав Области войска Донского. Населяли эту территорию в основном казаки. Да и жили они по своему укладу, своим традициям, даже язык отличался. С раннего детства, лет с трёх казачок учился верховой езде, с семи лет мальчиков учили стрелять, а с десяти владеть шашкой. Военное искусство передавалось из поколения в поколение, и было уникальным. В армии казакам не было равных, они на протяжении веков защищали границы неспокойного юга.
Но новому Советскому государству казаки, как приверженцы империи, оказались не нужными, и за больше полувека гонений, практически исчезли.
Однако, с закатом советской империи, казачество начинает просыпаться и идентифицироваться в новом мире. К сожалению, многое из их традиций, за годы забвения было утеряно. Но казаки, тем не менее, пытаются заявить о себе. Правда в обществе отношение к казакам на сегодняшний день сложилось неоднозначное. Кто-то уважает их стремление к возрождению, вспоминая их заслуги, а кто-то напротив, относится с негативом, и называет ни как иначе как ряженые.
Я поговорил с казаками, с атаманами. Меня пригласили на казачий круг. А после посещения панихиды по погибшим казакам, , я пообщался с отцом-настоятелем. Он, будучи мудрым и грамотным человеком, сумел мне разъяснить сегодняшнее положение дел у казаков, сравнив современное донское казачество со старинным полуразрушенным храмом в одной из станиц. Его очень потрепало трагическими событиями нашей страны, как и казачество, но, он всё ещё стоит, и рушиться не собирается, опять же, как и казачество.
К сожалению, воинская функция казаков была утрачена. Казачьи части были расформированы вместе с кавалерией, как просто ненужные в современном мире с его новым оружием. Поэтому, они, как воины, перестали быть нужными государству. Но казаки даже в годы гонений оставались казаками, и сумели сохранить многие свои традиции и общинный уклад жизни. Сегодня, проживая в своих станицах, они стараются поддерживать там порядок, помогать тем, кому эта помощь необходима, не только финансово, но и трудом, советом. Ведь в этих хуторах и станицах, где, зачастую нет даже участкового, казаки остаются, как и раньше, единственной справедливой силой. Если что-то случилось, идут к хуторскому атаману, и он уже решает, как поступить. Теперь, если что-то срочно нужно сделать, не звонит колокол, а в общую группу в мессенджере приходит сообщение с призывом. Кто свободен, сразу откликается и спешит на помощь.
А то, что многие казаков считают «ряжеными», на самом деле их мало волнует. В хуторах и станицах им попросту не до этого. Они как жили, так и живут. А на досуге собираются и затягивают свои песни, которые пели на протяжении столетий. Благо, что это сохранить удалось.
Но самое главное, по словам современных донских казаков – как и сто и двести лет назад, это воспитание подрастающего поколения. Чтобы их дети росли и воспитывались в строгости, и хотя бы отдалённо напоминали тех казаков, которые раньше вырастали в доблестных защитников нашей страны.
И это им удаётся на пять с плюсом. Казачата умеют сидеть в седле, умеют рубить шашкой. И, я поймал себя на мысли, что лица их похожи на лица тех самых казаков со старых фотографий, которые я видел в краеведческом музее одной из старинных станиц на Дону.
Сообщение Донской казак сегодня, кто он? Что удалось сохранить, а что утеряно безвозвратно? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.