Лифтбек Skoda Rapid — в числе долгожителей российского рынка. Дебютировал он в 2012 году, а в 2014-м машину начали выпускать на заводе в Калуге, и с тех пор Rapid почти не менялся: замена давно назрела! В Европе на смену Рапиду ещё в прошлом году пришёл совершенно новый хэтчбек Scala, но российским покупателям предложен иной автомобиль: выглядит новый Rapid и впрямь как родной брат Скалы, но… Сейчас расскажу подробно, что я выяснил в ходе короткого теста в Подмосковье. У меня был личный интерес поехать знакомиться с новой Шкодой: ведь Rapid 1.6 с автоматом в исполнении Hockey Edition уже два года исправно возит моего тестя, езжу на нём и я — и родню очень интересовало, что Skoda предложит взамен. оScalенный То, что новый Rapid — лишь модернизация прежней модели, шкодовцы не скрывают. Хотя внешне так сразу и не скажешь: агрессивно-прищуренные фары и «зубастая» радиаторная решётка делают его почти неотличимым от Скалы, да и сами по себе выглядят свежо. Новый передок и фонари, заходящие на заднюю дверь, визуально добавили Рапиду ширины — раньше он всегда казался мне непропорционально узким. Ну а между Scala-носом и Scala-задом, нарисованных под руководством нового шеф-дизайнера Оливера Штефани — знакомые рапидовские двери, такие правильные и такие скучные. Модных Scala-граней под окнами Рапиду не досталось — менять всю кузовную штамповку слишком дорого. Но это всё лирика, которую мой тесть едва ли оценит. Другое дело — светодиодная начинка фар с секциями подсветки поворотов и автоматическим управлением светом. Или светодиодные задние фонари: не потому что выглядят богаче, а потому что срабатывают быстрее — они хоть немного, но понижают вероятность, что вас торпедируют сзади в броуновском движении московских улиц. Внутри — та же история: широкий крашеный пояс вдоль передней панели делает Rapid похожим на Скалу. Выглядит этот интерьер здорово, и вовсе не тривиально (в отличие от прежнего Рапида, который внутри сама заурядность). Cмекалка дизайнеров помогла скрыть бедность материалов — кругом как прежде жёсткий пластик, но ощущения уныния и дешевизны больше нет. Ощущение визуального качества добавляют ребристые ручечки мультимедиа-системы и климат-контроля, а также хромированные барабанчики на руле, с которых идёт управление бортовым компьютером и «музыкой» (впрочем, это примета богатых комплектаций). Необычный руль уже знаком по новой Октавии. Выглядит так, словно из обыкновенного трёхспицевого руля выкусили нижнюю спицу — и это впечатление ещё усиливает хромированная вставка (начиная с комплектации Ambition). На фотографиях этого незаметно, но барабанчики управления аудиосистемой и бортовым компьютером вообще наполовину висят в воздухе: в спицах сделаны сквозные отверстия. Видеть столь эксцентричный дизайн на Шкоде непривычно! Есть и альтернатива — трёхспицевый спортивный руль усечённой формы. Кстати, в ходе этого рестайлинга на Рапиде впервые появился обогрев руля. Вынесенный наверх экран медиасистемы — однозначное благо: прежнее расположение вынуждало скашивать взгляд вниз, отвлекаясь от дороги. Всё остальное прежнее: и простецкие сиденья c не особо удачным профилем, и дверные обивки из твёрдого пластика (впрочем, подлокотники прикрыты мягкими накладками из кожзама). Существуют и опциональные спортивные кресла с более приятным профилем спинки за 19800 рублей, но рекомендовать их всем я не могу — рослым людям вроде меня мешает чересчур развитая поддержка бёдер. Электронный… рай? Выходит, единственные отличия нового Рапида от Рапида старого — чисто косметические? Не совсем так: если что и изменилось серьёзно, то это электроника. В Rapid интегрировали электронную платформу от машин более нового поколения, построенных на платформе MQB. Самый заметный результат — появление новейшего мультимедиа-комплекса Modular Infotainment Matrix (MIB 3) , который недавно начали ставить на модели Octavia, Superb, Karoq и Kodiaq. Rapid оснащают двумя вариантами головных устройств с диагональю экрана 6,5 либо 8 дюймов. Навигации не предусмотрено, но взамен есть интерфейсы Android Auto, Apple CarPlay и MirrorLink (начиная с комплектации Ambition). Ещё заметнее должно быть другое нововведение — виртуальная панель приборов диагональю 11,2 дюйма. Но ставить её начнут лишь через несколько месяцев, так что на тестовых машинах такого щитка не было. Впрочем, оценить картинку можно уже сейчас — на моделях Karoq, Kodiaq, Octavia и Superb, которые оснащают этой панелью уже два года. Новая электронная платформа позволила внедрить в Rapid адаптивное освещение (камера под лобовым стеклом управляет работой фар) и систему автоторможения с радаром (штатно ставится в топ-комплектации Style, но за доплату доступна и в других). Сам того не желая, в ходе поездки я проверил её работу: на узком двухполосном шоссе водитель Гранты впереди меня замешкался с левым поворотом, и когда до машины оставалось совсем немного, Рапид принялся привлекать моё внимание писком и морганием дисплейчика на щитке приборов. Система не бесполезная — даже если не поможет избежать столкновения, то хотя бы снизит его последствия. Но вот что странно: хотя Rapid имеет на борту радар, но адаптивного круиз-контроля лишён (при том, что именно радар — ключевой элемент такой системы). А ведь это вообще одна из самых приятных и полезных технологий в сегодняшнем автопроме: в долгой дороге «прилепляешься» к впереди идущей машине, и не опасаешься её «догнать». Как раз в последние пять лет она перестала быть фишкой машин премиум-класса, и теперь ставится даже на недорогие автомобили. Быть может, адаптивный круиз-контроль появится в будущем — скажем, в ходе обновления софта? Но пока приходится довольствоваться обычным «круизом» (правда, с функцией ограничителя скорости). Нет и системы удержания в полосе, и распознавания пешеходов, но это как раз понятно: для них имеющейся камеры недостаточно — требуется другая, более сложная (поставить её технически возможно, но она дороже). Есть один нюанс Главная достопримечательность Рапида — по-прежнему багажник ёмкостью 530 литров. Ох, чего только мы в нём не перевозили: электроплиту, велосипед, стиральную машину — всё это не складывая сидений. В этом смысле в Рапиде ничего не изменилось: громадный проём, удобные крючки для сумок на боковинах и простецкий пол багажника, вырезанный из тоненького оргалита. Благодаря немалой для машины класса B колёсной базе в салоне просторно — неплохо разместятся даже долговязые седоки вроде меня (мой рост 190 сантиметров). Но подушка заднего дивана коротковата для дальней поездки, а водительское кресло мне хочется отодвинуть хотя бы на пару сантиметров подальше. То, что Rapid — всего лишь «переросток» B-класса, сильнее всего заметно по небольшой ширине салона: от «чувства локтя» никуда не деться. А вот жаловаться на ниспадающую крышу я не вижу смысла: затылок упирается в потолок, только если откинуть голову до предела назад — но при нормальной посадке даже у меня остается запас над макушкой. Главными претензиями к Рапиду всегда были невысокая плавность хода и шум, они же и остались. В ходе рестайлинга шумоизоляция не менялась — в салон по-прежнему обильно транслируются шумы качения колёс, хорошо заметен ветер в стойках кузова, да и мотор при динамичном разгоне вовсю голосит (а чтобы ехать более или менее бодро, давить педаль газа приходится часто и сильно!) Но в плавности хода я заметил перемены к лучшему — хотя шкодовцы говорят, что подвеска осталась без изменений. Однако, сохранив довольно тряский характер, новый Rapid стал ощутимо «круглее» перекатываться через короткие короткие резкие неровности, плавнее отрабатывать удары. Не берусь гадать о причинах: это могут быть как небольшие изменения в калибровках амортизаторов, так и различия в шинах (тестовые машины были обуты в резину Pirelli P6 Cinturato российского производства). Как и прежде, Rapid оснащается атмосферным мотором 1.6 MPI в двух вариантах форсировки (90 сил с ручной коробкой или 110 сил с ручной либо автоматической коробкой на выбор), плюс турбомотором 1.4 TSI мощностью 125 сил с «роботом» DSG. Тем не менее, мотор 1.6 с автоматом, который был под капотом всех тестовых машин (и с которым я хорошо знаком по нашему семейному Рапиду), хоть и остался прежним, но стал вести себя немножко иначе. Шестиступенчатая коробка Aisin избавилась от рывочков на переключениях, но ленится сбрасывать ступени. Чтобы заставить её переключиться «вниз», требуется по-настоящему решительное нажатие на педаль газа, либо переход в спортивный режим. Насчёт мотора 1.4 TSI — пока чисто теоретические наблюдения. Я был удивлён, что его оставили в паре с коробкой DSG — ведь предубеждение российских покупателей против «робота» хорошо известно, а к этому двигателю уже адаптирован восьмиступенчатый автомат (такая комбинация появилась на кроссовере Karoq). Но аргументацию шкодовцев тоже понять несложно. Karoq выполнен на платформе MQB — а для интеграции автомата в Rapid, построенный на платформе PQ26, требовались дополнительные конструкторские работы. Да и недостатки «робота» на лёгком хэтчбеке не так заметны, как на более крупном и тяжёлом кроссовере. Экономия должна быть экономной Выходит, что для российского рынка шкодовцы вместо выпуска полностью новой модели или хотя бы глубокой модернизации всего лишь «припудрили» машину почти десятилетней давности… Но упрекать их за это я не могу. Ведь Škoda Scala или другая модель на свежей платформе MQB-A0 даже при одинаковом уровне оснащения будет значительно дороже Рапида — поскольку для освоения новой модели требуется переоснащение завода (а следовательно, значительные инвестиции). Лишняя сотня тысяч рублей к цене недорогого хэтчбека — явно не то, чему обрадуются покупатели на беднеющем и стагнирующем уже который год российском рынке. А обновлённый Rapid назло инфляции не только не подорожал, но даже стал немного дешевле! Так, самый доступный Rapid c 90-сильным мотором 1.6 и ручной коробкой стоит 792 тысяч рублей — прежде цены начинались от 829 тысяч. Конечно, в данном случае сказался пересмотр оснащения: введена новая базовая комплектация Entry без кондиционера. При этом большинство остальных Рапидов тоже стали хотя бы символически, но дешевле. Так, самая доступная версия с двумя педалями — Rapid Active с мотором 1.6 и автоматом — стоит теперь 933 тысячи рублей (снижение на 6 тысяч). Причём в реальности её можно будет купить ещё дешевле — в ближайшие месяцы на Рапиды из первых партий (First Edition) будет действовать дополнительная скидка, и такая машина обойдётся в 908 тысяч. Аналогичная ситуация с Rapid Ambition 1.4 TSI — это наиболее доступная версия с турбомотором: её цену снизили до 1 049 000 рублей (-15 тысяч), а по стартовой акции она стоит 1 024 000 рублей. Чехи явно повышают ставки, чтобы в кризис нарастить свою долю на российском рынке. До сих пор Rapid был одним из самых дорогих предложений в своём классе. И по продажам он уступал большинству конкурентов, в том числе родственному VW Polo: так, в рекордном для себя 2019 году шкодовцы продали 33 530 Рапидов (против 54 441 VW Polo, 90 233 Kia Rio и 107 503 Lada Vesta). С новыми ценами Rapid начинает выглядеть куда привлекательнее — с текущей нарезкой комплектаций он очень близок к бестселлеру класса B Kia Rio. А возможность заказывать опции отдельно, а не в рамках фиксированных комплектаций — вообще редкость в этом сегменте: скажем, подогрев лобового стекла, подлокотник или топовую мультимедиа-систему можно докупить даже для машины в базовой комплектации (покупатели того же Rio такой возможности лишены). В общем, мы с тестем подумаем. /m Подробные технические характеристики Škoda Rapid