Позже приняли федеральную целевую программу «Электронная Россия», рассчитанную на 2002-2010 годы. Преследовала она благую цель: наладить связь между населением и властью, повысить эффективность чиновников и ведомств разных уровней. Но закончилась без особых результатов: электронный документооборот так и не наладили, взаимодействие в онлайн не перенесли. А спустя год ФЦП попала во внимание правоохранителей по поводу крупных хищений.
Несмотря на неудачное начало, курс на цифровизацию все же продолжили на всех уровнях. Губернаторы стали пробовать себя в блогерстве, а ведомства — обзаводиться сайтами с обратной связью.
Около десяти лет заняло «обучение» чиновников работе в интернете. К 2020 году Оренбургская область подошла со вполне достойными показателями. Так, на портале госуслуг — главном связующем звене между населением и органами власти — для оренбуржцев представлены 176 государственных и 1687 муниципальных услуги. По 36 государственным и 40 муниципальным услугам полностью завершен переход к электронному виду. Помимо общего для всех портала госуслуг работают и местные сайты: портал органов государственной власти области (orenburg-gov.ru с возможностью обратной связи) и 22 отдельных портала для ведомств, единый портал муниципальных образований региона и 42 отдельных сайта.
Несмотря на такое обилие сайтов, в информационно-компьютерной жизни региона хватает и проблем. Самая основная в том, что внедрение ИКТ проходит недостаточно эффективно и носит ведомственный характер. Существующие сети и системы замкнуты на обслуживании отдельного министерства или подразделения. У ведомства, которое отвечает за цифровизацию региона, недостаточно ресурсов, да и оно слишком молодое. До осени 2019 года оренбургского министерства цифрового развития не существовало. В иерархии органов власти департамент информационных технологий стоял ниже остальных министерств, а руководитель не входил в состав Правительства области.
Финансирование в этой области идет по остаточному принципу, потому что это далеко не главное направление бюджетных расходов. Так, например, в 2014 году на развитие цифровых технологий из областной казны выделили 296,7 млн рублей из запланированных 345,5 млн без учета зарплаты сотрудников и расходов на центральный аппарат департамента. По итогам 2017 года на эти цели израсходовано 191,9 млн, а на 2018 и 2019 было предусмотрено всего по 170 млн рублей, включая расходы на зарплату сотрудников (57,3 млн рублей). За пять лет реализации госпрограммы «Информационное общество Оренбургской области» на 2014–2020 годы ее финансирование было уменьшено более чем на 50%. Конечно, можно возразить, что есть более приоритетные направления для трат: здравоохранение, дороги, строительство. Но в общей сумме планируемые расходы на цифровую сферу смотрятся не так уж солидно, а на деле еще и урезаются по разным причинам.
С появлением минцифры ситуация кардинально не поменялась. С одной стороны, времени прошло немного, и достойно «шагнуть» в цифровую жизнь меньше чем за год невозможно. С другой — никакими реальными делами ведомство до сих пор не запомнилось. Пожалуй, самым полезным для жителей области стала подборка онлайн-сервисов в помощь коротающим время на самоизоляции, которую минцифры опубликовало в начале пандемии.
Мешает полноценному переходу в сферу высоких технологий не только нехватка денег. По всей области до сих пор сохраняются территории со слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой. Там проблемы и с сотовой связью, и с выходом в интернет. В основном это связано с удаленностью от райцентров и сложным рельефом. У каналов связи не хватает пропускной способности для полноценного соединения жителей с цифровыми «представительствами» органов власти.
В декабре 2006 года в рамках ФЦП «Электронная Россия» в области ввели в опытную эксплуатацию единую информационно-телекоммуникационную сеть правительства (ЕИТКС) как сегмент единой государственной системы управления и передачи данных. В эту систему подключены все администрации и отделы внутренних дел городских округов и районов Оренбуржья. Запуск системы позволил создать корпоративную IP-телефонную сеть, видеотелефонную и видеоконференцсвязь, мощную сеть передачи данных.
Кроме ЕИТКС телекоммуникационную инфраструктуру формируют линии и каналы операторов связи. Из более чем 1700 в 165 населенных пунктов области сотовой связи либо вовсе нет, либо она низкого качества. В основном, такие проблемы в удаленных и малочисленных селах, где операторам просто невыгодно строить вышки и содержать оборудование. Некоторые деревни удалены друг от друга на 10-30 км, и протягивать линии связи с учетом аренды опор ЛЭП выходит весьма накладно. При строительстве межстанционных линий связи на селе часто возникают проблемы с собственниками земли, по территории которой планируется прохождение коммуникаций. Они могут протестовать против линий на своем участке или требовать за это слишком высокую цену.
Кстати, закон никак не регулирует расчет цен и тарифов, а также порядок взаимодействия операторов связи и хозяев земли. Если у них получится договориться — хорошо. Но практика показывает, что это редкость, поэтому без связи могут оставаться целые населенные пункты.
Минкомсвязи РФ разработало проект «Устранение цифрового неравенства», по которому в 200 из 330 населенных пунктах Оренбургской области с численностью от 250 до 500 человек построены точки доступа в интернет.
К 1 января 2019 года в 144 сельских территориях из 447 вовсе отсутствовали волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), в 39 населенных пунктах не было мобильной связи. Доступом ко всемирной паутине на скорости от 10 Мбит/с и выше (именно столько прописано в требованиях Минкомсвязи) обеспечены всего лишь 87 населенных пунктов области.
Еще одна проблема, которая стопорит развитие ИКТ в Оренбуржье — нехватка кадров нужной квалификации. Высококлассные специалисты в IT-сфере уезжают из региона на более достойные зарплаты и карьерные возможности. При этом на уровне органов власти предложить айтишникам нечего. Работа в ведомствах всех уровней не привлекательна: не хватает зарплаты и карьерной лестницы. Подсчитали, что в среднем такие специалисты трудятся в области — а особенно в районах — всего два-три года, после чего переезжают.
По данным ФНС России IТ-отрасль Оренбургской области представлена 282 юридическими лицами и 390 ИП. Из них разработку программного обеспечения в качестве основной деятельности указали 205 юрлиц и 290 предпринимателей. Количество зарегистрированных новых юрлиц в 2015 году – 23, в 2016 году – 20, в 2017 году – 11, в 2018 году — всего два.
Так сложилось, что ИКТ-сфера в Оренбуржье совсем не развита даже по сравнению с другими регионами. Здесь нет частных компаний, которые работают с большими данными, искусственным интеллектом, интернетом вещей, а также компаний, выпускающих свое ПО. Именно эти направления широко представлены в регионах, куда и утекают оренбургские «мозги». В области же, в основном, работают фирмы, занимающиеся ИТ-аутсорсингом, продажей программного обеспечения и вычислительной техники, разработкой небольших информационных систем (сайтов, мобильных приложений), ремонтом и сервисным обслуживанием техники, предоставлением услуг в сфере информационной безопасности. По данным hh.ru в сфере ИТ в Оренбурге размещено 105 вакансий, в том числе 45 для программистов, с зарплатой от 30 до 100 тысяч рублей.
Сообщение Оренбуржье цифровое: как в области внедряют технологии коммуникации появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.