Все мы используем в нашем современном мире различные виды транспорта: велосипеды, автомобили, самолёты и др. В том числе используется и водный транспорт, корабли самых разных назначений и размеров. Но морские просторы человек стал осваивать давным-давно на гораздо более простых приспособлениях: сначала – плотах, затем – лодках и парусных судах. С развитием технологий человеком был создан полезнейший механизм – паровой двигатель. И вот настал момент, когда человеку пришла идея соединить корабль и эту машину.
И вот ровно 237 лет назад, 15 июля 1783 года в воды реки Соны (что под Лионом, во Франции) был спущен первый в мире пароход, названный его создателем Клодом де Жоффруа д’Аббаном «пироскафом» (от греч. «огненный корабль»).
В основе своей это был обычный парусный корабль, но приводилось в движение оно не силой ветра (хотя мачта и паруса у пароходов оставались аж до конца XIX века на случай отказа двигателя), а действием одноцилиндровой горизонтальной паровой машины, которая вращала с помощью реечного механизма два гребных колеса по бортам судна. Это был шок, успех, сенсация! В первые 300 метров движения «пироскафа» против течения… А дальше голубая мечта его конструктора-самоучки начала разваливаться. Причём в прямом смысле! Корпус корабля оказался не подготовлен к нагрузке, которую оказывал на него двигатель, из-за чего судно начало разрушаться. Через 365 метров пришлось прервать «путешествие» и причалить к берегу.
Это был полный провал идеи месье д’Аббана, который ему так и не удалось перекрыть успехом, устранив недостатки своей конструкции. Именно поэтому в широких популярных источниках по запросу «Первый пароход» вам скорее всего расскажут о пароходе Фултона 1807 года постройки или отечественном судне «Елизавета», спущенным в р. Неву в 1815 году. Но это уже темы для других заметок.
Надеюсь, я не утомил Вас своим историческим экскурсом. Или всё же устали и остались при своём мнении, что история скучна?
Сообщение Стать первым, но чуть не развалиться появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.