О, сколько споров о картине Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Кто-то считает это апогеем художественной мысли, кто-то, похихикивая, указывает на бессмысленность этого полотна. Зачем и как была создана эта картина, какую идею вложил автор в эту работу?
Что за художник этот Малевич?
Казимир Северинович Малевич являлся художником-авангардистом, который изобрёл новое направление в живописи — супрематизм. Его суть выражалась в отсутствии узнаваемой формы. Беспредметность давала свободу краскам и цветам. Изображалась в супрематизме, как правило, чётко выстроенная композиция из разноцветных геометрических фигур. Сначала это направление утверждало «чистое творчество», не зависящее от разума, логики и смысла. Позже супрематизм вылился в философское течение, по которому была написана книга самим Казимиром Малевичем.
Что сложного в этом квадрате?
Весь интерес в том, что это совсем не квадрат. Начнём с того, что все стороны абсолютно не параллельны друг другу и рамке. К тому же, это скорее прямоугольник, т.к. высота его больше длины. Закончим тем, что квадрат не чёрный. Творец не использовал чёрной краски в этой работе. Данный цвет — плод смешения трёх красок, которые сделал сам Малевич. У этого квадрата есть еще младшие братья. Да-да, это не единственный черный квадрат у Казимира. Он создал ещё 3 копии, которые хранятся в различных русских галереях. Они все очень разные как по цвету, так и по размеру.
Как появился чёрный квадрат?
Картина была написана в 1913 году, однако датируется 1915 годом. Вы можете заметить, что у самого первого чёрного квадрата есть трещины, сквозь которые видны цветные фигуры. Оказывается, под этим квадратом скрываются ещё 2 работы Малевича. Самая первая была выполнена в стиле кубофутуризма, а следующая — простого супрематизма. Существует множество догадок о том, зачем всё было сделано именно так. Есть версия, что предыдущие работы так не нравились художнику, что он всё это закрасил краской, тем самым достигнув апофеоза простоты и супрематизма. Бытует также мнение, что Казимир Северинович путём наслоения разных красок хотел создать какой-то особый эффект. Многие склоняются к тому, что у супрематиста просто не было чистого холста, а эскизы квадрата были сделаны давно и ждали своего осуществления как картины.
Супрематизм — религия
Казимир Малевич считал первой буквой азбуки супрематизма (название которой «Нуль форм») чёрный квадрат. Он настаивал, что это направление искусства является высшей точкой развития живописи, что супрематизм — новая религия, а квадрат — икона. Недаром на выставках он висел в «красном углу», как все иконы.
Как этим восхищаться?
Сложно рассуждать о чёрном квадрате как о чём-то красивом или некрасивом. Эта работа не отражает эстетику мира, она не рассказывает какую-то историю из жизни, в ней нет образов, которые мы привыкли видеть в картинах. Это плод мировоззренческой теории художника. Часть маленького мира со своими правилами, истинами, взглядами на красоту, созданные Малевичем. Это искусство скорее не изобразительное, а философское. Этот совершенно новый этап живописи невозможно судить, не зная суть теорий художника. Поэтому вокруг этого полотна так много споров и недоумений.
Сообщение Чёрный квадрат: в чём смысл, Малевич? появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.