До 2008 года Кауфман выступал лишь как сценарист и иногда продюсер (в 2008 вышла его дебютная режиссёрская работа — «Синекдоха, Нью-Йорк» ) и всегда славился причудливостью своих историй. По два раза он работал со Спайком Джонзом и Мишелем Гондри, такими же знаменитыми выдумщиками, работающими также в качестве клипмейкеров. Вот что выходило из этих творческих союзов.
«Быть Джоном Малковичем» (реж. Спайк Джонз)
Этот фильм, выпущенный в последнем году XX века, называли «новым дыханием постмодерна», новой «Алисой в Зазеркалье». По сюжету Малкович как синоним актёра (при том, что в жизни узнают его с трудом) становится самой желанной «оболочкой», в которой можно побывать. Кауфман и Джонз мягко посмеиваются над миром, который давно уже стал фильмом, и людьми, которые сами хотят быть актёрами, не чувствуя себя комфортно в собственных телах. Великолепная четвёрка из Джона Кьюсака, Кэмерон Диаз, Кэтрин Кинер и, конечно, самого Джона Малковича в абсурдистской форме любят, чудят, меняются «шкурами» и показывают, как легко потерять индивидуальность в современном мире — а за 21 год вряд ли в этом плане изменилось многое.
«Вечное сияние чистого разума» (реж. Мишель Гондри)
Если работа Кауфмана с Джонзом была лишь номинирована на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, то эта картина награду уже получила. «Вечное сияние…» настолько рукотворен, настолько изобретателен в своих стараниях небанально прогуляться внутри человеческой головы, что язык не повернётся назвать его излишне сентиментальным и пошлым. А ведь «мораль» его достаточно проста — не стоит убегать от своего прошлого, от ошибок и любви. Всё равно тебе суждено это пережить. Джим Керри (пожалуй, в этом фильме — самая знаменитая его драматическая роль) и Кейт Уинслет по очереди стирают друг друга из memory (буквально, а не как в песне Виктории Дайнеко), но встречаются вновь, о чём зритель ещё должен догадаться. История их взрослой, а следовательно по-своему дурацкой и обыденной любви переплетена с историями очаровательных, совсем не «фоновых» второстепенных персонажей — здесь и Кирстен Данст, и Марк Руффало, и Элайджа Вуд, и Том Уилкинсон. А всё вместе — это торжество реалистической фантастики Чарли Кауфмана.
Сообщение Два классических фильма по сценарию Чарли Кауфмана появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.