Рано или поздно в жизни любого человека наступает момент, когда он начинает подсчитывать сколько у него друзей и верных товарищей. У британского антрополога Робина Данбара этот момент приобрёл более глобальный характер. Во время своих наблюдений Данбар заметил: если в одной стае приматов становится слишком много, эта стая раскалывается на несколько других. Оказалось, что есть своеобразная «пограничная черта» в виде критического числа, превышение которого разбивает стаю. У приматов оно колеблется в районе 150 особей.
Взявшись за изучение людских поселений Данбар заметил, что первобытные деревни не превышали по своему количеству 200 человек. «Заманчивая закономерность» — подумал, вероятно, Данбар. Оказалось, рост неокортекса у приматов, отвечающего за координацию работы мозга и формирование сложного поведения зависит от количества членов в стае вида/владельца. Эта закономерность характерна и для людей. Ограниченность «внутренней стаи» вызвана тем, что удержание образов многих людей — дело довольно трудоёмкое. Нужно запомнить повадки, привычки, внешние данные, голос человека, воспоминания о нём и т.д., чтобы внутри нас возник его мысленный аналог, наше представление о нём. В итоге, наша общительность оказалась ограничена 230 людьми — это наш социальный потолок. Социальные сети ситуацию не меняют: у нас в друзьях может быть 400 человек, но в нашей «внутренней стае» будет лишь человек 200, если повезёт.
Общий итог: стайные животные сообразительнее своих собратьев-одиночек лишь из-за такой общительности: мы лучше выполняем комплексные операции. В среде же стайных животных более умной особью будет та, что сможет запомнить большее количество приятелей. Так что не имей 100 друзей, а имей 230 друзей.
Сообщение Число Данбара появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.