Слово «русалка» восходит к древнегреческому «розалия, русалия», то есть празднику цветения роз, который отмечался в мае.
Русалки являются частью фольклорной традиции разных народов, но в большей степени это персонаж славянской мифологии. По мнению В.Я Проппа, русалка связана с темой плодородия, растений, является духом водоема и воплощением природы. Она предстает в образе красивой молодой девушки с рыбьем хвостом. Русская русалка завлекает чарующим смехом или пугающим хохотом, сама слушает певца в отличие от сирены.
Литературные «русалки» не менее разнообразны. Писатели и поэты воспевали этот образ в своих произведениях по-своему, добавляя ей определенные черты. Сколько произведений, столько и русалок.
В русскую литературу русалка приплывает из западноевропейской вместе с новым литературным течением – романтизмом. В.А. Жуковский, переводивший немецких романтиков, привносит в русскую почву «русалочьи» сюжеты.
Если в представлении русских крестьян русалка связана с прудом, рекой, то в европейской поэзии она – дочь морского царя, переселенная сюда под влиянием сказки Г.Х. Андерсена. Мир русалок существует отдельно от мира людей. Русалочка хочет обрести бессмертную душу, чтобы выйти замуж за принца. В конце сказки она жертвует собой ради жизни любимого и превращается в морскую пену.
В поэме А.С. Пушкина «Русалка» — это юная дочь мельника, дева с длинными волосами, которая может ходить, разговаривать с людьми, петь, пугать и смеяться. Она поглощена тем, что хочет отомстить своему жениху.
В балладе М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» и стихотворении «Русалка» персонаж заманивает мужчину на дно, но в первом случае – чтобы расправиться с главным героем, а во втором – чтобы стать его женой.
Русалка – яркий образ повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Это утонувшая панночка. Главный герой встречает русалку в мае – по народным представлением, именно в этом месяце они наиболее активны. Гоголевская русалка заманивает к себе мужчину в желании отомстить своей мачехе, а после благодарит его за помощь.
А.Н. Толстой детально рассматривал народные поверья, и именно они послужили основой цикла «Русалочьи сказки». Русалка А.Н. Толстого – это явный эгоизм. Любовь старика к русалке оборачивается для него горем и страданием: он дает ей все и становится в итоге ненужным.
Образом русалки вдохновлялись и скульпторы, и композиторы, и художники, ярко представлен ее образ и в кинематографе. Но какие бы изменения автор не привносил в этот персонаж, неизменным остается лишь его красота, загадочность и опасность, которая сама по себе притягательна.
Сообщение Эволюция образа русалки появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.