Существуют три способа поведения при столкновении с конфликтной ситуацией: 1) Избегание конфликта и замалчивание проблемы, если человек попросту не знает, как себя вести или боится скандала; 2) Агрессивная реакция, которая не способствует благотворному разрешению проблемы и приводит к бессмысленной ссоре; 3) Абсолютно открытое и честное озвучивание своего мнения с полным уважением к оппоненту, которое помогает добиться желаемого каждому.
Наша задача: научиться конфликтовать так, чтобы сохранить эмоционально безопасную атмосферу, снизить накал страстей и правильно донести собеседнику цель разговора. Для этого необходимо выбрать третий способ поведения в конфликтной ситуации и изучить следующий алгоритм:
1 этап: подготовка. Перед тем, как начать разговор, ответьте на три основных вопроса: «Что я хочу получить в результате этого конфликта для себя?», «Что я хочу получить для оппонента?», и «Чего я хочу для наших с ним отношений?». Таким образом вы сможете чётко и ясно сформулировать цель диалога, которую сможете объяснить своему собеседнику.
2 этап: конфликт. Во время беседы необходимо сохранять атмосферу безопасности и взаимопонимания. Если ваш оппонент почувствует агрессивный настрой, он либо уйдёт в избегание и тогда проблема останется нерешённой, либо перейдет в наступление и дело дойдет до скандала. Эти два расклада указывают на то, что атмосфера безопасности нарушена, а для её восстановления необходимо:
либо напомнить собеседнику, что вы его уважаете и извиниться, если вы его оскорбили; либо обратится к тому, о чём вы думали во время подготовки в конфликту и сформулировать цель разговора оппоненту. Так человек будет чётко понимать, что вы не собираетесь на него нападать и стремитесь к конструктивному исходу.
3 этап: переход к действиям. После того как вы выбрали определённый вариант решения проблемы, необходимо поэтапно спланировать кто, когда и какие действия предпримет для исполнения задуманного. Так вы оба действительно увидите плоды своей договорённости.
Полезные советы:
Конкретно сформулируйте всё, что хотите донести до оппонента – он должен предельно ясно представлять, ради чего вы завели этот диалог; Задавайте вопросы собеседнику как можно чаще, чтобы построить подробную и понятную картинку его мировоззрения – это будет способствовать сохранению взаимопонимания; Как только вы найдёте точки соприкосновения в ваших мнениях – соглашайтесь с оппонентом. С помощью этого приёма каждый из вас сможет видеть, что вас объединяет и разъединяет на самом деле; Конфликтуйте только с холодной головой, не давайте эмоциям овладеть вами.
Сообщение Конструктивный конфликт: как получить желаемое появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.