Какая женщина, читая поэзию эпохи Средневековья или Романтизма, не мечтала оказаться на месте Прекрасной Дамы, госпожи сердца храброго рыцаря?! Даме посвящали стихи, ради неё сражались на турнирах, ею восхищались… Но правда ли любовь рыцаря и дамы была так легка и беззаботна?
В реальности куртуазная (от французского слова сourtois- учтивый) любовь рыцаря к даме в Средневековье напоминала скорее игру и подчинялась строгим правилам. Идеальный- храбрый, молодой и красивый- рыцарь должен был избрать своей дамой недоступную женщину. Желательно, чтобы она имела высокое социальное положение и была замужем. В таком треугольнике мужу отводилась незавидная роль ревнивого и безобразного старика, даже если в действительности он был молод и красив. Часто рыцарь избирал своей дамой жену сеньора, утверждая этим вассальную верность. При этом куртуазная любовь-игра не предполагала реальных чувств между рыцарем и его дамой и обязывала женщину быть неприступной, а мужчину- сдержанным и почтительным. Суть игры заключалась в ожидании момента соединения влюблённых и намеренном оттягивании этого момента ради самого сладостного ожидания. Рыцарь должен был восхищаться женщиной, сражаться на турнирах, побеждать в её честь и даже писать стихи о любви, но никогда не переходить границы дозволенного. Пожатие руки и поцелуй- вот всё, на что он мог рассчитывать. При этом даме, хотя она и должна была казаться неприступной, не следовало вести себя слишком строго и высокомерно, иначе её поведение могли порицать на «суде любви».
При выборе своей дамы рыцарь должен был руководствоваться в основном её внешними качествами: красотой, положением в обществе, богатством. Идеалом аристократической красоты в то время считали овальное лицо с высоким лбом, крупный нос и тонкие губы. Однако для каждого рыцаря несомненным идеалом была именно его дама. Так, в стихотворении Средневекового трубадура Бертрана де Борна «Донна! Право, без вины…» описывается, как поэт, огорчённый отказом своей возлюбленной, создаёт себе «составную красавицу». Он собирает лучшие черты у самых прекрасных девушек, и всё же не может сотворить никого прекраснее своей дамы: «Нет! Хоть предан я скорбям,/ Сердце я лишь вам отдам!/ Как своей наименую/ Эту донну составную?»
Кодекс куртуазности, строго регламентирующий отношения рыцаря и дамы, не всегда соблюдался. Особенно большой катастрофой было, если мужчина и женщина по-настоящему влюблялись, как это произошло со знаменитыми героями романа Тристаном и Изольдой. Реальная, не куртуазная любовь считалась грешной и порицалась обществом. Тристан и Изольда были оправданы тем обстоятельством, что их любовь зародилась не сама собой, а по вине случайно выпитого волшебного напитка. Несмотря на это чувства стали для них причиной многих трудностей и несчастий. Многие реальные влюблённые также были обречены на страдания из-за чувств.
Появившаяся для упорядочивания личной жизни рыцарей куртуазная любовь просуществовала достаточно долго и имела много последствий. Культ дамы способствовал улучшению положения женщины в Средневековом обществе. В более позднюю эпоху романтизма куртуазность превратилась в мечту об идеальной любви рыцаря и дамы, существующую до сих пор.
Сообщение «Прекрасная Дама» : за кого сражались рыцари на турнирах появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.