Главная / Шоу-бизнес / Как в Оренбуржье планируют создать особую экономическую зону

Как в Оренбуржье планируют создать особую экономическую зону

Особая экономическая зона (ОЭЗ) и территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — понятия относительно новые. Причем не только для региона, но и для всей страны. Законы, по которым они работают, приняты 15 и 6 лет назад соответственно, но уже за этот срок можно говорить о первых результатах.

Статус ОЭЗ дает для ее бизнес-участников преимущества: льготы по налогам, выгоду на таможне, минимальные административные барьеры, а также пониженные ставки аренды и выкупа земли. Получая выгоду, их бизнес по идее должен процветать и вкладывать часть прибыли в развитие города или района. Чем больше инвестиций в конкретную территорию, тем больше выгоды в итоге должны получить жители, даже самые далекие от предпринимательства.

Чтобы организовать ОЭЗ, нужно представить в минэконом заявку, где подробно описать, какой бизнес желает «взять шефство» над конкретным городом или районом. Если заявка показалась убедительной, ее одобряют на срок в 49 лет. ОЭЗ в Оренбуржье планируют создать сразу на двух участках: в Орске и Соль-Илецке. Общая площадь составит 274,6 га.

Соль-Илецк, несмотря на курортный статус, по задумке должен развиваться в других направлениях. Здесь будут заниматься обработкой сельскохозяйственной продукции, причем исключительно местной и ориентированной на экспорт. Какая именно продукция это будет — пока не уточняется, возможно, знаменитые соль-илецкие арбузы перекочуют с местных прилавков в другие регионы. Еще одно важное направление — транспорт и логистика. Соль-Илецк расположен слишком близко и удачно по отношению к границе с Казахстаном, и это преимущество нельзя игнорировать. Здесь должны разместить сортировочный центр для товаров из-за рубежа.

Совсем другая ОЭЗ планируется в Орске. Второй по величине город области далек от туристической сферы, он вместе с Новотроицком представляет собой промышленный сектор. Особая экономическая зона здесь будет посвящена всему, что орчанам итак уже давно знакомо: цветной металлургии, машиностроению, нефетихимии, горнодобывающей промышленности. В заявке упоминается также и пищевая промышленность, что пока вызывает вопросы у горожан. Возможно, инвесторы «клюнули» на орский пирожок с ливером, знаменитый пока только в регионе, и планируют вывести этот бренд на международный уровень?

По словам губернатора Дениса Паслера создание в области ОЭЗ даст как минимум две тысячи рабочих мест. Это, безусловно, важно для обеих территорий, но по-разному. Если в промышленном Орске жители так или иначе заняты на каком-то заводе, то в Соль-Илецке занятость сезонная. Город фактически живет курортом на соленых озерах: инфраструктура заточена под туристов. С мая по октябрь жители зарабатывают на приезжих, а в остальное время года кормятся тем, что заработали. Поэтому, кстати, вызывает опасения предстоящий сезон 2020-2021, ведь из-за карантинных ограничений курорт закрыт до сих пор. Как перезимуют жители, ничего не накопившие за лето, пока неизвестно.

Конечно, в Соль-Илецке есть и другие сферы работы, например, добыча соли или бахчевое фермерство, но это не дает должного охвата.

Курорт в Соль-Илецке летом 2019 года. Фото orenburg-gov.ru

Федеральный минэконом обычно рассматривает заявку на создание ОЭЗ около года. Если дадут добро, то в Оренбуржье приступят к ее созданию в конце 2020 года или в начале 2021-го. В ближайший десяток лет в области вовсю будут работать не менее 15 крупных предприятий-инвесторов, которых пригласили в качестве резидента. Глава ведомства Максим Решетников уже обсудил заявку с губернатором Денисом Паслером, но говорить об итогах пока рано. Плюсов для региона много. При этом весомая выгода в масштабах страны всего одна, зато какая: оренбургская ОЭЗ улучшит транспортно-логистическую связь с Казахстаном и Китаем. Правда, разговоры о торговом «Шелковом пути» идут уже не первый десяток лет, но полноценного коридора через область до сих пор нет. Возможно, особые экономические условия действительно придутся по душе инвесторам, которые, наконец, наладят приграничные связи.

Если формат ОЭЗ совсем новый для Оренбуржья, то ТОСЭР уже действуют в Новотроицке и Ясном. Территория опережающего социально-экономического развития во многом отличается от ОЭЗ. Так, например, ТОСЭР устраивают в уже существующем городе, а ОЭЗ — за его пределами. Есть важное отличие и в наборе льгот. Для резидентов ОЭЗ предлагают таможенные льготы, поскольку они «заточены» под иностранный капитал, в отличие от ТОСЭР.

Задумка проста: резиденты ТОСЭР — крупные предприятия — делают все ради процветания города и его жителей, а те, в свою очередь, работают на благо бизнеса и даже не собираются переезжать куда-то в поисках лучшей жизни. Этакая промышленная идиллия: все при делах, работают на всеобщее благо и процветают.

Однако на деле все оказалось не так радужно, как на бумагах. Например, в конце прошлого года новотроицкая ТОСЭР получила весьма нелестные отклики. Губернатор назвал ее «имитацией», а не работой. Из 16 заявленных резидентов были готовы к работе только четыре. Один завод вовсе не работал, у второго все никак не проходили затяжные проблемы с документами, и так далее. Производство стоит, прибыли нет, а значит, ни о каком опережающем развитии и речи быть не может. Анонсировали более 8 млрд рублей инвестиций и создание свыше 2300 рабочих мест, что для небольшого Новотроицка очень солидно. На деле к середине 2019 года инвестиции едва достигли 2 млрд, а новых рабочих мест появилось 61.

Правительство области отчиталось, что рабочих мест для новотройчан создали даже больше, чем планировали. Правда на деле оказалось, что в их число включили даже временные сезонные должности вроде рабочих на стройке.

Все это не могло не сказаться на оттоке населения. За первый год работы ТОСЭР и без того небольшой город покинули по разным данным две-три тысячи человек. Всего же область покинули около 15 тысяч человек.

На презентации резидентов Новотроицка. Фото orenburg-gov.ru

За последние 15 лет в стране открылись 33 особых экономических зоны, где работают 817 резидентов из 35 стран. С их помощью образовались более 30 тысяч новых рабочих мест. Пожалуй, самый удачный пример — «Алабуга» в Татарстане. Только за 2019 год там подписали контрактов почти на 180 млрд рублей. При этом зона все еще расширяется, поскольку инвесторы видят удачный опыт других предприятий, и им уже не так страшно вкладывать деньги. К тому же, иностранцев привлекают не просто голые цифры, а место для жизни. Им важны хорошие дороги, близость аэропортов, школы, инфраструктура, ведь они едут работать не на год-два, а на более долгое время или навсегда. И если построить дом для работников своего завода крупным инвесторам вполне под силу, то в дороги или транспорт должны вкладываться местные власти.

Соль-Илецк и Орск для инвесторов пока что два кота в мешках. Чтобы привлечь сюда капитал, нужно очень постараться доказать, что эти места принесут не только прибыль, но и комфортную жизнь.

Сообщение Как в Оренбуржье планируют создать особую экономическую зону появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.