С древнейших времен существовали различные мифы, сказания, сводившиеся к тому, что герой побеждал какое-нибудь ужасное создание, олицетворявшее локальное зло, и таким образом спасал красавицу, жителей города или целое княжество. С появлением христианства многие сюжеты видоизменяются, и монстры считаются воплощением Сатаны, частью армии тьмы. В качестве примера можно привести историю о победе Георгия Победоносца над драконом.
Огромный интерес к древним сказаниям в их подлинном смысле возникает в девятнадцатом веке. В это же время начинается и романтизация зла. Яркий тому пример — фаустовский Мефистофель, несущий в мир страшное зло, обладая при этом дьявольской притягательностью. Ну а в дальнейшем на страницах книг появляется огромное множество ужасающих существ — сколько, что можно составить целую энциклопедию. Впрочем, такие «энциклопедии» существовали всегда, а к средним векам оформились в иллюстрированные «Бестиарии».
В изобразительном искусстве также есть своего рода бестиарий. Древних греков сводили с ума эринии — мерзкие старухи с птичьими крыльями и ядовитыми змеями вместо волос. Они ваяли статуи мифических чудовищ — сфинксов, химер. На Востоке с рельефов на стенах святилищ и дворцов взирали Шеду и Ламассу, антропоморфные стражи.
В готике во множестве кодексов (книг) запечатлены изображения разнообразных монстров. На соборах, в том числе и на Нотр-Дам в Париже, появились горгульи и химеры, чьи изваяния были предназначены для защиты от злых духов и устрашения темных сил.
С полотен Босха на нас взирают ужасные обитатели ада, уничтожающие грешников. Эти мощные аллегорические образы повлияли на творчество сюрреалистов, в том числе и Дали, но потеряли свой нравоучительный характер, делая акцент на потрясении, глубоком шоке. Картины Гойи погружают нас в глубокую ночную тьму, где обитают кошмарные создания.
Многие современные художники, которые пишут монстров, перекочевали в кинопроизводство. Самый известный пример — Ганс Руди Гигер, создавший облик и мир «Чужого».
Множество чудовищ сошло со страниц комиксов, где они не всегда являются отрицательными персонажами, как, например, взбудораживший недавно кино-экраны славный демон Хеллбой.
Конечно, в кино есть, и будут появляться многочисленные монстры. Если сравнить отечественный и зарубежный кинематографы, то можно отметить, что у нас чудовищ было не так уж и много. Они главным образом появлялись в фильмах-сказках исключительно для того, чтобы проиграть Добру за его явным преимуществом.
В некоторых иностранных фильмах присутствует схожая концепция. Но основной message и девиз большинства фильмов ужасов и триллеров (особенно это стало заметно с 80х годов) можно озвучить так: evil never dies (зло никогда не умирает). Основная задача такого рода картин — ввести зрителя в состояние первобытного страха, выработать адреналин.
Сообщение Собрание человеческих страхов: что такое бестиарий и как он отражается на нашем сознании появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.