Владивосток не удивить сообщениями о запуске паромных линий и судозаходах грузопассажирских судов. Были планы и на перспективу, и претворенные в жизнь
В Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта отметили, что данный проект запуска новой паромной линии южнокорейской компанией Hanchang между Славянкой, Владивостоком, Сокчо (Южная Корея) и Хоккайдо (Япония) нацелен на южнокорейских туристов и грузоперевозки.
По итогам 2019 года Приморье по делам бизнеса, частным приглашениям и в качестве туристов посетило почти 300 тысяч граждан Страны утренней свежести. Это на 35% больше итогов 2018 года, когда число посещений из Южной Кореи в Приморье составило 222 тысячи. Ежегодный рост турпотока способствовал привлечению новых авиаперевозчиков. Активизировались и компании, занимающиеся морскими перевозками. В общем, есть где размахнуться и развернуться.
Планы по запуску паромных линий множились из года в год. Самым успешным проектом был рейс Eastern Dream южнокорейской компании DBS Cruise Ferry, который курсировал еженедельно между Владивостоком, южнокорейским портом Донгхэ и японским Сакаиминато. Проект просуществовал 10 лет. За девять лет услугами этого парома воспользовалось около 440 тысяч пассажиров. Самый активный поток был между Кореей и Японией. На российском направлении показатели были весьма скромными.
Если говорить о паромных линиях, то с планами заходили корейские, российские, китайские, японские операторы… В 2016 году компания St.Peter Line планировала открыть новую регулярную паромную линию между свободным портом Владивосток и Шанхаем. Японские компании предлагали сделать ставку на судозаходы в Ниигату, Акита и Аомори.
В 2017 году корейцы начали озвучивать запуск паромной линии между Сокчо и Владивостоком с заходами в Страну Восходящего солнца – в Симоносеки, Майдзуру или Сакаиминато. Судозаходы должны быть еженедельными, а на линии видели сначала паром «Сиракаба», потом судно Glory Sea. В 2018 году обсуждался запуск парома между Пусаном и Владивостоком. Спустя год, в сентябре 2019 года, на повестке дня вновь паромный вопрос — на этот раз власти Приморья и южнокорейской провинции Северная Кёнсан обсуждали запуск круизной линии между регионами двух стран.
Кроме Владивостока корейская сторона начала поговаривать и о заходе в Зарубино. Представители бизнеса стали поглядывать в сторону китайских туристов из северных регионов Поднебесной – их много, они могут пересечь границу с Россией, сесть на борт парома и отправиться в Корею и т.д.
И вот новый проект, который уже по сложившийся традиции охватывает Приморье, Южную. Корею и Японию. Сама компания Hanchang Ferry Cruise приобрела судно в прошлом году. Сегодня холдинг делает ставку на поиск новых возможностей роста на рынке. Выйдя за рамки своей первоначальной деятельности, Hanchang занялась новыми направлениями бизнеса: девелопмент, гостиничный менеджмент и морские перевозки.
Как пишет GMI POST, «в 2018 году компания сформулировала будущую бизнес-стратегию для Северной Кореи. Годом ранее был открыт бизнес по линии круизных паромов, курсирующих по Восточному морю с остановками в портах России и Японии. Hanchang, первая такая компания с круизными лайнерами, в ближайшем будущем планирует бросить якорь в северокорейском порту».
На сайте Hanchang Ferry Cruise отмечено, что в октябре 2019 году компания получила разрешение у Министерства морских дел и рыболовства на осуществление регулярных международных пассажирских перевозок. В процессе разработки проект «Мирный круиз и паромный проект для Дальнего Востока и Северного пути»; Корея, Япония, Китай и Россия».
К тому времени судно Hanchang Gangwon прибыло в порт Сокчхо, и первый рейс должен был состояться уже в 2020 году. Сейчас судно пришвартовано в порту Сокчо для проведения ремонтных работ. По словам информированного источника с корейской стороны, на ремонт судна потребуется около 12 млн. долларов.
На карте компании обозначены и порты заходов Славянка, Владивосток, северокорейский Вонсан и японский Майдзуру.
«Нынешняя позитивная атмосфера между Северной и Южной Кореей все еще строится, и ожидается, что экономические отношения будут восстановлены. Если бы мы, наконец, смогли открыть порт в Северной Корее с нашей круизной паромной линией, мы бы не только отправляли пассажиров, но и занимались грузоперевозками на этом направлении.Мы открываем новую главу в экономическом сотрудничестве между двумя Кореями. Это также поможет Северной Корее вернуться на рынок международной торговли. Мы очень надеемся, что сыграем решающую роль в этом процессе», — говорил пару лет назад генеральный директор компании Чой Сын Хван.
В ноябре 2019 года президент Центра морского туризма провинции Кангвон Ли Бён Сын представил возможности паромного сообщения между Страной утренней свежести и Приморским краем на суд приморского бизнеса. Главный аргумент – возможность объединить туристический потенциал Северного Китая, Приморья, Южной Кореи и Японии. За 4 года из порта Сокчо было совершено 12 вояжей в сторону Владивостока и этими турами воспользовались 20,6 тысяч человек. Новый рейс должен был дополнить авиасообщение (а это почти 70 рейсов в неделю в аэропорты Южной Кореи) и курсирующий паром DBS Cruise Ferry.
Но пока строились новые планы, паром компании DBS Cruise Ferry перестал курсировать. И виной тому не зима, ремонтные работы или недостаточной загруз, а политика. В середине ноября прошлого года в связи с ухудшением отношений между Республикой Корея и Японией паром Eastern Dream перестал курсировать.
Сначала планы отодвигались до января, потом до февраля, теперь они свернуты полностью и компания более не арендует офис в здании владивостокского Морвокзала. Япония и Южная Корея пока не достигли консенсуса в своих отношениях. Все проблемы уходят в первую половину ХХ века: территориальные сложности, использование корейцев в качестве рабочей силы, смена корейских имен на японские, женщины для утех и т.д. Япония платит компенсации, но спор так и не решен.
«Хоть и анонсировали паром с заходом на Хоккайдо, есть сильные сомнения в реальности такого проекта. Потому что сейчас отношения между двумя странами на таком уровне — ниже уже некуда. Последней или предпоследней стала установка памятника в одном из ботанических садов в Южной Корее. Человек этот стоит на коленях перед статуей девушки-кореянки, олицетворяющей собой всех девушек, которых во время войны насильно свозили в бордели для военных. Таких статуй сейчас в Корее много установили. А проблема в том, что эта статуя — вылитый премьер Абэ. А это уже оскорбление государственного лица», — поделился своими размышлениями один из представителей японского турбизнеса на Хоккайдо.
Так что как будет заходить паром в Японию – большой вопрос, на который пока нет ответа.
С планами на Северную Корею тоже нет конкретики. Особенно в свете введенных санкций из-за северокорейской ракетно-ядерной программы. Что касается России, то сократились грузопоставки, нет квот на рабочих из КНДР, приостановлено научно-техническое сотрудничество с Пхеньяном в тех сферах, которые могут способствовать развитию ядерной и ракетной программ. У Южной Кореи свои претензии к соседу. Правда, сейчас изучается я вопрос о возможном товарном бартере. Вот только это не быстрое, но представители южнокорейской власти отмечают, что для поиска выхода из тупика в отношениях двух стран необходимо быть более активными.
Что касается Приморья, то в географии заходов Владивосток и Славянка. Во Владивосток в свое время судно не могло получить разрешение на заход, т.к. здесь на тот момент у причала уже швартовался Eastern Dream. Что касается Славянки, то на сегодня это самый проблемный момент, отметили в региональном Агентстве по туризму. Дело в том, что именно Славянка по плану должна стать первым портом для парома.
Но здесь нет пункта пропуска. Если речь идет о туристах, то где они будут проходить паспортный контроль? А создание дополнительного пункта пропуска – дело не из простых. И решается этот вопрос на самом верху. Из портов захода, куда могут заходить суда с иностранцами, и где есть пункты пропуска — это Владивосток, Зарубино и Находка. Но в последних двух случаях необходима глобальная реконструкция портовой инфраструктуры. Кроме того, в Зарубино мелковато для этого парома.
Сейчас этому проекту с российской стороны оказывает поддержку Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ). Агентство посодействовало в организации встречи с туроператорами Приморья, руководством Владивостокского Морского Торгового порта и порта Славянка.
Приморские операторы, которые активно работают на корейском и японском направлении, занимаются реализацией круизных туров, состоят в реестре туроператоров, скептически относятся к этому проекту, ибо пока не видят в нем никакой конкретики. Кто из туркомпаний собирается сотрудничать – тоже неизвестно. Но в последние два года в Приморье открыли офисы корейские компании, возможно это будет только южнокорейский тандем – своим продали туры, свои же и обслужили.
Учитывая, что паром будет вмещать до 450 пассажиров и 200 грузовых контейнеров, то становится ясно – на пассажирах проект не вытянуть. Главное – грузоперевозки. И здесь необходим агент, который будет этим заниматься. Стоит признаться, что заполнение трюмов Eastern Dream было слабой стороной. А для «новичка» поиск груза – это проблема. Буквально месяц назад компания пыталась решить этот вопрос, но пока безуспешно.
По информации представителя Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Азамата Бабаева, проект может быть реализован с помощью преференциального режима свободного порта. В ближайшей перспективе возможна подготовка документы для подачи заявки на получение статуса резидента в Корпорацию развития Дальнего Восток.
Сообщение Судьба паромов между Приморьем и Южной Кореей пока в тумане появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.