Международный дальневосточный фестиваль «Мариинский» проходит уже в пятый раз. Даты проведения: с 14 августа по 6 сентября. Нынче он разительно отличается от предыдущих праздников. То, что это праздник музыки, танца, культуры – это однозначно. Но свой отпечаток на проведение фестиваля внес COVID. Как отметил на встрече с представителями СМИ хореограф-постановщик театра Эльдар Алиев, в соответствии с правилами Роспотребнадзора, зрители будут сидеть через одного, на всех спектаклях и концертах обязательны маски и перчатки. В фойе установлены санитайзеры… Поэтому за счет пустующих мест реализовано около 58% билетов.
Но владивосткоцы и гости города уже в предвкушении фестиваля. «Подсуетились» туркомпании в Уссурийске, Находке, Артеме – организованы специальные туры на балетные и оперные спектакли. Люди устали от самоизоляции, сообщений о вирусе, все хотят вернуться к нормальной жизни.
Открытие фестиваля обещает быть громким. И даже очень. Это будет премьерный показ балета «Тысяча и одна ночь». Спектакль особенный по многим позициям. Впервые после пандемии актеры Мариинки представят зрителям полномасштабный балет. Более того, по словам Эльдара Алиева, это и первый случай в мире, когда состоится премьерный показ после постепенного снятия ограничений.
И не по ТВ или в интернете, а на сцене, вживую. Музыка для этого балета написана выдающимся азербайджанским композитором Фикретом Амировым. Восточные мотивы слышны в каждой ноте. А для того, чтобы исполнительницам удалось передать колорит востока в своих танцах и движениях, специально был приглашен специалист по восточным танцам. В спектакле 13 солистов, что и сложно, и непривычно. Работу над спектаклем начали еще в начале года, а премьеру планировали в середине мая. Но вирус «подсиропил» и планы пришлось переверстывать.
«Во Владивостоке власти отнеслись с пониманием, что актерам необходимо работать, репетиционный процесс прерывать на такое долгое время – это смерти подобно. И чтобы артисты не потеряли форму за четыре долгих месяца самоизоляции, нам разрешили репетировать, но с соблюдением всех санитарных требований. Работа над спектаклем шла фрагментарно. Сначала работали с солистами, потом параллельно снятию ограничений начались репетиции малыми группами кордебалета, и потом уже всей труппой. С гордостью отметим, что в театре не было зарегистрировано ни одного случая COVID», — рассказал Эльдар Алиев.
Стоит отметить, что в мире не было ситуации, когда бы премьера готовилась при закрытом театре. Обычно актеры выступают в спектаклях и параллельно репетируют новый. А в этом году из-за вируса и самоизоляции никаких спектаклей, и все время актеры посвящали именно репетициям.
Оформление балета — дело рук художника-постановщика Петра Окунева. Задача художника – рисовать и вдохновлять. Забегая вперед, можно утвердительно сказать, что это удалось в полной мере. В спектакле живописные декорации сочетаются с использованием видеопроекций. Когда в театре занялись подготовкой декораций и костюмов, то цеха вышли на работу, как на праздник – людей переполняло счастье, что покинули границы четырех стен.
«Основная часть декораций готовилась в мастерских Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Так же были задействованы и цеха во Владивостоке. Сюда приезжали петербургские художники, они обучали владивостокских коллег, шла совместная работа. Всего для спектакля было отшито более 300 костюмов из самых разнообразных тканей, много искусной ручной вышивки и аппликаций. Какие-то ткани с особой росписью специально создавались для этого спектакля», — рассказывает Петр Окунев.
Все четыре спектакля «Тысячи и одной ночи» за дирижерским пультом будет главный дирижер и музыкальный руководитель Государственного театра оперы и балета Азербайджана Эйюб Кулиев. Тема Востока впитана им с молоком матери, а его отец был дружен Фикретом Амировым. Он уже 10 лет ведет этот балет и в родном Азербайджане, и в других странах мира. Теперь география пополнилась Владивостоком. По словам гостя, этот балет композитор посвятил любимой жене Аиде. А когда произведение сочиняется для любимой и в честь любимой, то в итоге имеем шедевр. Для воссоздания колорита Ближнего Востока композитор использовал целый арсенал ударных инструментов, а так же традиционный азербайджанский инструмент – тар. Да он и сам играл на таре – 11-струнном инструменте. Для премьерных спектаклей вместе Эйюбом Кулиевым во Владивосток прилетел и азербайджанский тарист Рамин Азимов. Он будет вести свою партию – мелодия зазвучит на двух струнах в унисон: нижний регистр создаст звук густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний — звонкого, серебристого. «Теперь у меня мечта — я очень хочу, чтобы эту постановку приморский театр привез в Баку», — отметил маэстро, дав высокую оценку работе оркестра, хора и сопрано. Кстати, использование хора и сопрано в музыкальной партитуре – это еще одна особенность спектакля.
«Это один из самых сложных спектаклей. Работа велась в сжатые сроки. Это тяжело и физически, и духовно. Все время отдается музыке – она яркая, красивая. Весь оркестр работал и работает на совесть. Были случаи, когда замечаешь: люди устают, нет огонька в глазах. А здесь каждый день оркестр играет так, как будто бы впервые открывает для себя эту музыку», — добавил Эйюб Кулиев.
На открытие фестиваля «Мариинский» и на премьерный показ «Тысячи и одной ночи» во Владивосток прибыла солидная группа именитых критиков: главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, Ольга Розанова, Сергей Лалетин, Александр Максов, Ольга Федорченко.
«Быть приглашенными на такое мероприятие – это большая честь. Уже можно сказать, что во Владивостоке достойно продолжается дело Мариинского театра. Когда приморцы приезжали на гастроли в Санкт-Петербург, то зрители даже не подозревали, что это другая сцена, другой состав – настолько все было качественно, виртуозно, красиво. С нетерпением ждем этот спектакль в Санкт-Петербурге (прим: гастроли запланированы на 15 – 16 января 2021 года)», — сказал Александр Максов.
Ещё одна фестивальная премьера фестиваля «Мариинский» — опера Верди «Дон Карлос». Дирижировать будет худрук и гендиректор Мариинки маэстро Валерий Гергиев. Он принимает участие в каждом фестивале, проходящем на дальневосточной земле. Партию Филиппа II исполнит всемирно известный бас, солист Мариинского театра Ильдар Абдразаков. Это будет его первый визит во Владивосток.
В концертной версии во Владивостоке впервые прозвучат сочинения, которые труппа недавно добавила или восстановила в репертуаре: пронизанный мистикой «Огненный ангел» Прокофьева (прим: не исполнялся почти восемь лет, а сейчас новый состав вокалистов), «Сельская честь» Масканьи — один из значительнейшего образцов веризма, и подготовленный за время самоизоляции добродушный шедевр Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Все три вечера пройдут под управлением Валерия Гергиева, а в главных партиях можно будет услышать ведущих солистов петербургской труппы.
И хотя из-за вируса Фестиваль будет не такой массовой, как в прошлые годы, звезды по-прежнему будут блистать на приморский сцене. В «Дон Кихоте» публика увидит любимца зрителей во всем Кимина Кима и Ренату Шакирову станцуют в «Дон Кихоте», премьер Мариинского театра и приглашённый солист Баварского государственного балета Владимир Шкляров в партнёрстве с молодой яркой балериной Марией Хоревой выйдут в «Спящей красавице». Партию феи Сирени в этом спектакле исполнит прима-балерина петербургской труппы Екатерина Кондаурова. Масштабная «Аида» — соберёт на сцене лучшие силы труппы.
Завершится фестиваль показом оперы «Война и мир» Прокофьева под управлением главного дирижёра Приморской сцены Павла Смелкова. Грандиозная постановка объединит на сцене силы двух трупп, петербургской и владивостокской. Стоит добавить, что билеты на все спектакли были раскуплены в считанные часы.
Сообщение Балет «Тысяча и одна ночь» откроет программу V Международного дальневосточного фестиваля «Мариинский» появились сначала на Информационно-аналитическое издание SM.News.