В Екатеринбурге 80-летняя пенсионерка лишилась сбережений. Её 500 тысяч рублей ушли банку. Перед этим сотрудник финучреждения уговорил пожилого человека подписать какие-то непонятные бумаги.
Пенсионерка, женщина 80 лет, потеряла 500 тысяч рублей. Её обманул банк: сотрудник уговорил пожилого человека оформить договор о страховании жизни. Вместо того чтобы спокойно снять в банке поступившую на счёт пенсию, женщина вообще осталась без средств, сообщил сайт E1.RU. Как позже рассказала сама пострадавшая, сотрудник банка её долго уговаривал, показывал какие-то графики, шуршал уймой бумаг. В итоге она не вклад открыла, а заключила договор страхования жизни с выплатой дополнительного инвестиционного дохода. Договор при этом был заключён не с банком, а с какой-то сторонней организацией.
Такую схему используют сразу несколько банков, рассказали правозащитники. Пока что речь идёт о финансовых учреждениях, расположенных в Екатеринбурге. Свои схемы они прокручивают с пенсионерами как с наименее финансово грамотными людьми. В Уральском главном управлении Банка России объяснили, что недобросовестная практика, при которой клиенту продают один финансовый продукт под видом другого, не объясняя всех деталей и рисков, называется мисселингом. Подписывая договор, клиент, по сути, остаётся в заблуждении по поводу того финансового продукта, на который он согласился. В итоге теряет свои деньги.
Между тем в России уже нашли механизм, который позволит уменьшить число обманутых клиентов. Чтобы банковские клерки не допускали мошенничества и «впаривания», в Центробанке разработали идею «паспортов финансовых продуктов».
Правила продажи банками небанковских продуктов и услуг решили ужесточить. К такому решению пришли в Центробанке, где предлагают банкам раскрывать клиентам выгоды и риски вложений. Всё это должно быть расписано на бумаге. Также предполагается введение специальных «паспортов» финансовых продуктов.
Как рассказали у регулятора, поправки в законодательство позволят внедрить так называемые паспорта финансовых продуктов. Их ещё называют «ключевые информационные документы» (КИД). Суть этих бумаг в том, что в них будут полностью раскрыты все детали финансового инструмента, условия вложения денег, риски, а также гарантии для клиента банка. Здесь же должна будет содержаться информация о возможных комиссиях.
Такая памятка, или «паспорт», должна быть отдана клиенту на ознакомление перед подписанием договора. Иными словами, потребителя должны будут проинформировать о той банковской услуге, которую ему намерен предоставить банк.