В ВТБ обсуждают новый вид мошенничества, когда преступники подгадывают операцию ровно к закрытию отделений банков. А Сбер, заботясь о безопасности клиентов, приостанавливает операции по системе быстрых платежей. Как рассказала Царьграду клиентка банка, объяснение дают самое простое: "Ваш перевод заблокирован, потому что имеем право".
О мошенничестве Царьград писал чуть раньше. Один из обладателей банковского счёта в ВТБ поделился печальной историей того, как злоумышленники похитили с его карты почти 80 000 рублей.
Аферистам удалось каким-то образом взломать многоступенчатую защиту интернет-банка — сначала они произвели внутренний перевод между счетами, а затем разом списали весь остаток, переведя его на сбербанковскую карту некоего гражданина из Кемерова. Интересно, что как только жертве аферистов поступила SMS с уведомлением о списании, он забил тревогу и начал звонить на горячую линию банка, но не дождался ответа «живого» оператора. Тогда он поспешил к ближайшему офису кредитной организации, но оказалось, что все отделения в его городе заканчивают работу ровно в 17:00. Достучаться до сотрудников не удалось даже с помощью полиции. Словом, казалось, что происходящее – безвыходная ситуация.
Со Сбером иная история. С нового года чаще стали блокироваться переводы по системе быстрых платежей. Операторы банка настаивают, что заботятся о безопасности денег клиентов. В то же время, одна из собеседниц Царьграда – Ольга Егорова, рассказала, что в этом году ей заблокировали все переводы по СБП. А в одном из случаев банк ещё и сбросил настройки приложения, настаивая, что оно было взломано мошенниками.
Чтобы разблокировать перевод, нужно ответить на вопросы банка. И вы, почти наверняка, не выбьете 10 из 10. Например, сегодня у меня спросили на какую сумму я купила товар в продуктовом магазине 9 января и магазине одежды 6 января. Ещё один вопрос из анкеты проверяющего – назовите фамилию, имя, отчество лица, которому переводите деньги и скажите причину перевода. И вариант, «я перевожу деньги мужу» банк не устраивает, тут тоже нужны уточнения, — рассказала Ольга после памятной беседы с сотрудником отдела мониторинга.
Моментальный перевод перестаёт быть моментальным. С момента блокировки до окончания беседы с клиентом банка проходит от 15 до 40 минут. Всё зависит от того, как вы переживёте «этот допрос», говорит собеседница Царьграда.
А если я не помню, что и как покупала в магазине неделю назад? Они заблокируют мои счета и заставят идти в отделение? Ответа на этот вопрос я не получила, как и на многие другие. Например, на каком основании они требуют от меня информацию о причинах перевода, детализируя сведения? И готовы ли они хранить в тайне всё сказанное мной в этом разговоре, ведь помимо своих данных я раскрываю и информацию о тех, кому перевожу деньги? Наконец, почему я каждый раз должна допрашиваться при переводе по СБП? Впрочем, тут мне ответили в стиле – ваш перевод заблокирован, потому что мы имеем право.
Добавим, при переводе внутри системы Сбера, где взимается комиссия, никаких проблем у нашей собеседницы не возникало. Отсюда она делает вывод, что банк просто хочет отучить клиентов от СБП, ведь эта система даёт возможность переводить деньги без комиссии в любой банк.