Фильм "Я шагаю по Москве" вышел на экране в 1963 году. Он стал гимном молодежи эпохи "Оттепели", да и до сих пор зрители без ума от доброго, чуть наивного сюжета.
Как и большинство фильмов, которым суждено стать культовыми, «Я шагаю по Москве» появился случайно. Сценарий начали писать после того, как молодой драматург Геннадий Шпаликов пришел к Георгию Данелии и буквально в двух словах описал свою идею.
«Дождь, посреди улицы идет босая девушка, туфли держит в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над ней зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается… Нравится?» Режиссеру очень понравилось, и они сели за создание сценария под рабочим названием «Верзилы».
Впрочем, четкого плана не было, и в итоге во время съемок многие сцены то появлялись, то исчезали, а некоторые возникали благодаря импровизациям. В результате родился фильм, ставший гимном молодежи 60-х, жившей в ожидании перемен и с верой скорое светлое будущее.
В процессе работы Геннадий Шпаликов и Георгий Данелия отказались от названия «Верзилы», переименовав сценарий сначала в «Приятели», а затем в «Я шагаю по Москве». На промежуточном этапе появился герой Саша (Евгений Стеблов) — незадачливый жених, который пытается из-за предстоящей свадьбы получить отсрочку от армии.
Фото: Russian Look/www.globallookpress.com
Изначально на роль Кольки планировали взять Виталия Соломина, его даже утвердил худсовет, однако драматург все же был недоволен выбором главного героя. Тогда Шпаликов предложил Данелии пригласить на пробы 18-летнего Никиту Михалкова, однако режиссер долго сомневался. Он видел артиста за полгода до начала работы и считал, что молодой человек слишком юн для этой роли.
Кстати, позднее Михалков признался, что именно съемки в «Я шагаю по Москве» определили его будущее. После работы в картине парень решил поступать в Щукинское училище.
Съемочная группа ленты была молодой и легкой на подъем. Актеры – даже дебютанты – вели себя перед камерой раскованно, а игра больше напоминала естественное поведение молодых людей в предлагаемых обстоятельствах. Правда, не обошлось и без скандалов.
Фото: Russian Look/www.globallookpress.com
Через несколько смен Никита Михалков явился к режиссеру и потребовал увеличить ставку до 25 рублей за съемочный день. Георгий Данелия отметил, что подобные гонорары выплачиваются только опытным и хорошо зарекомендовавшим себя актерам, а юнец может отправляться восвояси, если его что-то не устраивает, – на его роль пригласят другого артиста. Позднее Михалков признался, что выдвинуть ультиматум режиссеру его подбил старший брат Андрон.
Интересные факты
В песне «А я иду, шагаю по Москве» изначально была строчка «Над лодкой белый парус распущу. Пока не знаю где…». Однако худсовет Госкино подобную формулировку не принял, ведь в советской стране не может быть никаких «не знаю где» – мало ли, вдруг герой планирует побег. В итоге Шпаликов заменил на «пока не знаю с кем». Фильм «Я шагаю по Москве» стал дебютным для многих молодых актеров: третьекурсницы школы-студии МХАТ Ирины Мирошниченко, начинающего Евгения Стеблова, Владимира Басова. Никита Михалков ранее уже снимался, но появление в этой ленте стало его первой главной ролью.
Фото: Russian Look/www.globallookpress.com
Понятия «лирическая комедия» до фильма «Я шагаю по Москве» не существовало. Георгий Данелия случайно придумал этот жанр. Когда режиссер показывал готовый материал в Госкино, ему заявили, что непонятно, о чем картина. Когда создатель ответил, что это комедия, уточнили, почему же тогда не смешно. «Потому что лирическая…» – ляпнул Данелия. Так и записали. Фильм представили на 17-м Каннском кинофестивале 1964 года. Георгий Данелия был удостоен специального почетного упоминания жюри в числе молодых кинематографистов.