Пандемия и вызванная ею самоизоляция повлияла на психологическое состояние и взрослых, и детей – у многих семей ухудшилось материальное положение, вынужденная самоизоляция и длительное совместное пребывание всех членов семьи привели к уменьшению личного пространства, что, в целом, повысило напряженность и конфликтность. Дети, наблюдая нестабильное состояние родителей, испытывают ощущение потери опоры, тревогу, неуверенность в будущем. Они чувствуют свою ненужность и ищут спасения в онлайн-сообществах, отмечают исследователи.
Даже в семьях, которые переживают эту ситуацию вполне благополучно, дети не застрахованы от возникновения скуки из-за увеличения свободного времени. Раньше они общались после школы, ходили в кружки, кино и пр. – сейчас у них больше свободного времени, и дети не умеют его правильно организовать, а работающим дома в дистанционном режиме родителям некогда занимать детей. Поэтому дети практически все свободное время проводят в интернете.
Руководителем проекта «Разработка алгоритма идентификации факторов риска безопасности пользователей социальных сетей на основе анализа контента и психологических характеристик его потребителей» является доцент факультета психологии ТГУ Валерия Мацута. Исследование поддержано грантом РНФ на период с 2019 до 2022 года, на его реализацию выделено 5 миллионов рублей.
Ранее ученые ТГУ разработали алгоритм для выявления студентов и школьников, которые подписаны во «ВКонтакте» на сообщества с потенциально опасным контентом: ненависть, насилие, экстремизм, самоповреждающее поведение, суицид и другим. В 2020 году команда проекта проводила исследование на примере подростков и молодежи Томской области и Алтайского края. В 2021 году новым этапом работы стал мониторинг проявления интересов к опасному контенту среди старшеклассников всего Сибирского федерального округа.
В выборку попали подростки 17-летнего возраста или заканчивающее обучение в 11 классе в 2021 году. Данные для определения возраста и года окончания школы были выгружены из пользовательских профилей во «ВКонтакте», т.е. использовалась информация, указанная пользователями самостоятельно. Общая численность старшеклассников в выборке составила 61 609 человек.
Исследователи составили матрицу присутствия в интересах пользователя 13 категорий небезопасного контента: «Субкультура True Crime», «Психоактивные вещества», «Депрессивный контент», «Жестокий контент», «Эстетика зла», «Самоповреждающее поведение», «Национализм», «Ненависть и агрессия», «Оружие», «Вульгарный контент», «Преступный контент», «Эстетика смерти» и «Суицидальный контент». По результатам проведенного мониторинга выяснилось, что 59 % пользователей из выборки имеют в подписках сообщества с небезопасным контентом, причем в большей степени этот тренд прослеживается у девушек.
Выделены также тематические категории, к которым характерен больший интерес юношей («Национализм», «Оружие») и девушек («Суицидальный контент», «Депрессивный контент»). По остальным категориям виден примерный паритет уровня интереса со стороны обоих полов.
– В этом плане в сравнении с другой возрастной категорией – со студентами, например, этот показатель оказался выше. Среди студенчества он составляет в среднем около 42 %. Как гипотеза – это может быть связано с уровнем образования и зрелостью личности. Даже на примере нашей выборки старшеклассников мы увидели такую корреляцию – чем больше в их интересах познавательного и образовательного контента, тем меньше интереса к опасному контенту, – рассказывает старший преподаватель кафедры гуманитарных проблем информатики, заведующий учебно-научной лабораторией компьютерных средств обучения ТГУ Артем Фещенко.
Еще одним шагом в рамках реализации проекта стал онлайн-семинар по проблемам цифровой безопасности несовершеннолетних, прошедший 25 марта. Мероприятие было организовано для сотрудников образовательных организаций.
– К семинару присоединились участники из Томска, Кемерова, Нижневартовска, Нефтекамска, Нижнего Новгорода, Пермского края, Тольятти и Симферополя. Участники познакомились с нашими рекомендациями по цифровой безопасности детей и подростков в социальных сетях, научились использовать инструменты для анализа цифровых следов детей и подростков: «Робот-профориентатор» и «Детектор опасного контента», – рассказывает Артем Фещенко.
Говоря о том, могут ли результаты проводимого исследования помочь в предотвращении случаев насилия со стороны молодежи – подобных трагедии, случившейся в Казани 11 мая, руководитель проекта Валерия Мацута отмечает, что подобные трагические случаи требуют специального исследования.
– Сейчас в СМИ, социальных медиа появляются самые разные версии причин произошедшего. К моим коллегам и ко мне лично также обращаются с просьбой прокомментировать скулшутинг в Казани, дать оценку поведению стрелка. Но считаю невозможным комментировать что-то, не обладая всей полнотой информации, и, тем более, «ставить диагноз» по видеозаписям. На такие вопросы может дать ответ только профессиональная экспертиза. Точно могу сказать, что на убийства могут толкать и социальные, и психологические причины, и психопатология. То есть невозможно априори сказать, почему так поступают подростки и молодые люди, – подчеркивает Валерия Мацута.
Однако, добавляет она, своевременно заметить какие-то отклонения от привычного поведения человека можно – для этого следует обращать внимание на прямые и косвенные признаки, которые, в частности, могут проявляться и в особенностях онлайн-поведения подростка или молодого человека. Для так называемого «цифрового поколения» онлайн-пространство стало такой же средой социализации и самореализации, как и офлайн-среда. Поэтому важно интересоваться, чем человек занят в интернете, социальных сетях, какие возможности онлайн-пространства он использует и для чего, какой контент потребляет, распространяет и создает. Следует помнить, что различные риски цифровой безопасности – особенно, контентные и коммуникационные – оказывают влияние на психическое здоровье, развитие личности и социализацию детей, подростков и молодежи.
– Для оценки повышенного интереса к небезопасным темам и контенту можно использовать, например, разработанный нами «Детектор опасного контента» или аналогичные веб-сервисы. Если обнаружите что-то подозрительное, смущающее – всегда можно обратиться за консультацией и помощью к специалистам. Подробные рекомендации по оценке офлайн и онлайн поведения, связанного с интересом и потреблением небезопасного контента, а также информация об основных рисках цифровой безопасности и их профилактике, представлены в разработанных нами методических рекомендациях, – уточняет Валерия Мацута.
Инструкции о том, как зарегистрироваться в сервисе «Детектор опасного контента» и пользоваться им, можно также найти в файле по ссылке выше. Около месяца назад он был открыт абсолютно для всех пользователей, тогда как раньше им могли пользоваться только сотрудники ТГУ.
Сообщение Томские ученые выявили у молодежи рост интереса к опасному контенту в VK появились сначала на Информационное агентство SM News .