В минувшем году число обращений граждан России за назначением накопительной пенсии из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) оказалось заметно меньше ожидаемого уровня. У одной из организаций снижение составило 20 процентов, у другой, входящей в десятку крупнейших, около 50, пишет «Коммерсантъ».
Такую забывчивость участники рынка объясняют не только пандемией, но и нежеланием НПФ сообщать клиентам о наступлении пенсионных оснований по накопительной части пенсии. Сама тенденция прослеживается еще с 2019 года.
Проблемы начали возникать после повышения возраста выхода на пенсию, решение о котором было принято в 2018 году. Ведь если раньше основания по страховой и накопительной частям пенсии совпадали по времени (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), то с 2019 года у страховой они наступают позднее.
Отдельные НПФ считают, что не обязаны информировать граждан, так как за такие расчеты отвечает Пенсионный фонд России (ПФР). В некоторых случаях клиенты НПФ имеют основания выходить на пенсию досрочно, о чем организации знать не могут.
Как свидетельствует статистика Центробанка, в 2020 году объем выплат накопительной пенсии составил 16,18 миллиарда рублей, что на 1,8 миллиарда выше, чем в 2019-м, где рост составлял 2,9 миллиарда. В 2021 году в первом квартале выплат оказалось даже меньше в годовом выражении — 3,58 миллиарда рублей против 4,4 миллиарда годом ранее.
Проблемой остается и развитие дистанционных сервисов. Несмотря на требование регулятора предоставлять критически значимые услуги удаленно, некоторые фонды запустили систему электронных обращений только в конце года.