После Новосибирска ралли-марафон «Шелковый путь» вышел на Чуйский тракт. Дорога натоптанная и намоленная. Это очень древний путь — он пролегает по маршруту еще более старой дороги, Мунгальского тракта — а ему не меньше тысячи лет. Упоминания этого пути нередко встречается в китайских летописях. Считается, что этой дорогой издавна пользовались торговцы и воины. Теперь же по нему мчат гоночные грузовики, внедорожники и мотоциклы. Протяженность скоростного участка второго гоночного дня не так уж велика — всего 181 км. Однако очень большие лиазоны (участки по дорогам общего пользования), общий пробег около 500 км. Такие дистанции выматывают и экипажи, и команды в целом. На перегоны уходит очень много времени, которое нужно для обслуживания техники и отдыха. Скоростной 181-километровый участок состоял из двух, казалось бы разных частей. Сперва были интересные скоростные дорожки, на которых появилась возможность полноценно показать мастерство пилотирования. А затем начались лесные колеи, проложенные лесовозами. Главное — выжить «Даже на грузовике ГАЗ Садко Некст по таким дорогам нужно было ехать аккуратно, —рассказывает пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Михаил Шкляев — Иссушенная почва превратилась в камень, запросто можно повредить машину. На таком многодневном ралли экипаж должен очень четко понимать свои возможности и возможности машины. Поломался — потерял время, сильно поломался — вылетел из гонки. Техника ГАЗ привлекает многих именно своей живучестью. Два года назад на ралли Africa Eco Race мы перевернулись и сильно травмировали машину. Кое-как доковыляли до бивуака, и там никто не верил, что мы сможем продолжить путь. Однако за ночь машину восстановили — и мы на ней прошли весь маршрут длиной около шести тысяч километров». Явный претендент на победу — Язид Аль-Раджи из Саудовской Аравии. В первый гоночный день он уступил Денису Кротову. Причем, по его словам, уступил намеренно, чтобы не идти первым. Сложно сказать, какой была тактика второго гоночного дня, но Язид догнал Кротова и… пропустил вперед Владимира Васильева! Причем проиграл ему аж четыре минуты! Более того, вторым пришел Герлен Шишери. «Мы близко к лидерам, — сказал на финише Владимир Васильев. Трасса похожа на баху «Россия – Северный лес», только летом. Хорошо прописаны рейдовые участки. Вчера мой штурман не понял [стенограмму], и мы заблудились, а сегодня вопросов нет — всё нормально. Правда, нам пришлось в пыли обгонять три грузовика. Догнали мы первый из них где-то на тридцать пятом километре, а обогнали аж на пятьдесят пятом! Двадцать километров было не подойти — пыль стоит. Опасно, можно было мимо поворота проехать. А в целом, спецучасток действительно интересный, много скоростных [отрезков], очень раллийный, для этого нужна соответствующая подготовка». В категории Т3 отличный результат показала Анастасия Нифонтова — вместе со штурманом Екатериной Жадановой они оказались лучшими. В 37 секундах от них следует Жан-Люк Писсон. На третьем месте, всего в 10 секундах — лидер первого дня Павел Лебедев. «Лесные ухабистые дорожки я очень люблю и на этом небольшом спецучастке порезвилась вволю, — рассказала Анастасия Нифонтова — Но опять же держа в голове тот факт, что гонка длинная, и машину надо беречь. Все мое существо противилось приземлениям без газа, но приходилось наступать «песне на горло», чтобы попытаться сохранить редуктор.» В грузовом зачете идет борьба между командами КАМАЗ Мастер и МАЗ-СПОРТавто. Первым опять пришел Дмитрий Сотников из Набережных Челнов на своем новом грузовике с кабиной К5. Вторым — лидер МАЗ-СПОРТавто Сергей Вязович. В грузовом зачете Вязович сейчас на втором месте, что наверняка вызывает беспокойство «Синей армады». Сложно прогнозировать развитие событий, но уже в нескольких подобных соревнованиях Вязовичу не удавалось победить из-за поломок или аварий. На третьем и четвертом местах — КАМАЗ-мастер, на пятом — МАЗ-СПОРТавто. Внимание — сюрприз! Измотанные экипажи прибыли на бивуак неподалеку от Горно-Алтайска, где их ожидало «пренеприятнейшее известие»: Монголия закрыла границы и не пускает ралли. Озвучено сразу несколько причин. Первая, ставшая уже привычной — вспышка ковида. Много больных, больницы забиты. В таких условиях проводить праздник автоспорта опасно и некрасиво. Поговаривают, что в Монголии уже прошли народные волнения. Ко всему прочему заявили о бубонной чуме на прилегающих к России территориях. Впрочем, чума бывает практически каждый год, и к ней уже привыкли. Вообще, судьба «Шелкового пути» 2021 года висела на волоске с прошлого года. Организаторы проложили маршрут еще 2020-м, но тогда был запрет на все подобные мероприятия. Все логично решили, что уж к следующему, 2021-му году ковид наверняка сойдет на нет. Увы, эпидемия разрослась пуще прежнего. Как рассказали мне организаторы, будет ли старт в Омске, окончательно решили в самый последний момент. Только после озвученных поздравлений от Президента стало ясно, что высочайшее разрешение поступило. Однако запасные варианты разрабатывали — и теперь их стали аврально воплощать в жизнь. Первое — ралли сократили дистанцию в два раза. Оставшиеся три дня пройдут на Алтае. Третий и четвертый день — марафонский этап. Это означает, что вечером третьего гоночного дня к машинам не допускаются механики, ремонтировать нужно своими силами. Более того, нужно обойтись собственными запчастями, любая помощь запрещена. Так что машину нужно беречь особенно тщательно. Казалось бы, лимит плохих новостей на 3 июля уже исчерпан. Ан нет! Вечером выяснилось, что запланированного километража у измененного Шелкового пути не хватает до норм Кубка мира по ралли-рейдам. В результате из этапа Кубка мира ралли превращается в обычную коммерческую гонку. Для лидеров Кубка мира такой поворот может стать фатальным. Посмотрим, все ли выйдут на старт следующего дня. Длина третьего скоростного участка 133 км, зато лиазон — 411 км. Как грустно шутят участники Шелкового пути, «из этапа Кубка мира ралли стало Чемпионатом по лиазонам…» /m