Семь западных стран — Эстония, Франция, Ирландия, Норвегия, Великобритания, США и Албания — призвали Россию отозвать признание независимости Южной Осетии и Абхазии и вывести войска из регионов. Соответствующее заявление Совбеза ООН приурочено к годовщине событий 2008 года.
Как признали независимость
Абхазия провозгласила независимость после войны с Грузией 1992-1993 годов. В августе 2008-го Грузия ввела войска в Южную Осетию, пытаясь вернуть регион под свой контроль. После вмешательства России грузинские военные были вытеснены из зоны конфликта. В том же месяце Москва официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Тогда Дмитрий Медведев, занимавший пост президента страны, заявил, что после событий августа 2008 года возможности существования Южной Осетии и Абхазии в составе Грузии больше нет. Позднее о признании Южной Осетии заявили Никарагуа, Венесуэла, Науру. О признании Абхазии, помимо этих четырех стран, заявляло Вануату. В 2018 году независимость двух республик признала Сирия.
Тогда против признания независимости Южной Осетии и Абхазии выступали США. 25 августа 2008 года президент США Джордж Буш призвал Дмитрия Медведева не признавать независимость республик. Также за сохранение территориальной целостности Грузии высказывались представители Еврокомиссии. Франция и Великобритания выразили сожаление по поводу решения российского руководства и заявили, что сами признавать Абхазию и Южную Осетию не собираются.
Позиция Грузии
Закон Грузии «Об оккупированных территориях» устанавливает особый правовой режим на территориях Абхазии и Южной Осетии. В документе они фигурируют как Абхазская автономная республика и Цхинвальский регион. Одно из основных положений закона состоит в том, что Россия объявлена государством, осуществляющим военную оккупацию этих территорий. В июне 2021 года Грузия попросила поддержки со стороны Турции как по ситуации в Абхазии и Южной Осетии, так и в вопросах, связанных с интеграцией страны в НАТО. Как заявил министр иностранных дел Грузии Давид Залкалиани, для Тбилиси крайне важно, когда со стороны Анкары как стратегического партнера звучит заявление о неприемлемости «оккупации грузинских территорий».