Немецкий журналист Александр Армбрустер сопоставил факты: высказывания известных представителей мира IT-индустрии, новые разработки и прогнозы писателей-фантастов. Выяснилось, что пандемия приблизила "антиутопический кошмар".
Статья Армбрустена в издании Frankfurter Allgemeine Zeitung посвящена метавселенной. У этого слова ещё нет даже чёткого определения, но сама метавселенная уже существует.
В 90-х интернет дал людям быстрый доступ к информации, в новом веке миллионы людей из потребителей контента стали его авторами. Смартфоны сделали нас постоянно доступными в онлайне.
Темой метавселенной очень вдохновлены гендиректор Microsoft Сатья Наделла, основатель и глава Epic Games Тим Суини, основатель Facebook Марк Цукерберг. Но не они изобрели термин. Мир узнал о метавселенной из книги «Лавина» Нила Стивенсона, опубликованной в 1992 году. Там рассказывается о жизни после мирового экономического кризиса. Все госструктуры США рухнули, а люди пытаются сбежать в виртуальную среду, где их аватары взаимодействуют между собой.
Аналогичная тема раскрыта Уильямом Гибсоном в его романе «Нейромант». В кино она нашла отражение в цикле фильмов «Матрица» и вселенной «Стартрека».
Автор вспоминает также о технологиях виртуальной и дополненной реальности, которые сейчас развиваются очень активно. Производится оборудование, пишутся приложения, создаются новые концепты, появляются всё новые и новые платформы. Уже есть примеры виртуальных миров со своей валютой и развлекательной индустрией.
Но всё это лишь элементы метавселенной, отмечает Армбрустен. Он ссылается на слова венчурного капиталиста Мэтью Болла, который выделил характеристик новой реальности. Она должна работать всегда, не перезапускаться, объединять воедино реальный и цифровой мир. Например, совершённые в виртуальном мире сделки должны признаваться и в реальности. Аватары людей должны легко перемещаться из одной цифровой локации в другую, а сами пользователи должны ощущать совместное пребывание в онлайн-вселенной, а не концентрироваться на экране перед собой.
Основатель компании Niantic Джон Ханке – человек, создавший игру с дополненной реальностью Pokemon Go – назвал метавселенную технически классной концепцией. Однако, по его мнению, она же является антиутопическим кошмаром в социальном смысле.
Журналист считает, что пандемия приблизила этот антиутопический кошмар. Люди проводят совещания, не выходя из дома. Вместо похода в ресторан с друзьями – видеочат, вместо кинотеатра – стриминговая площадка.
«Большую часть времени мы управляем своей жизнью и поддерживаем коммуникации через эти маленькие светящиеся прямоугольники. Я уверен, что люди не созданы для такого взаимодействия между собой», — привёл автор публикации слова Марка Цукерберга.
Ранее основатель «Вконтакте» и Telegram Павел Дуров заявил, что люди с каждым годом утрачивают индивидуальные свободы: Apple и Google подвергают цензуре информацию и приложения на телефонах. Досталось от Дурова и платёжным системам Visa и Mastercard, которые регулируют число товаров и услуг, которые мы можем приобрести. По его словам, человечество наделяет всё большей властью над собственной жизнью горстку никем не избранных «безответственных руководителей корпораций».