Шоковая терапия начала 1990-х стала одной из главных примет эпохи. Резкий скачок цен на товары, пустые полки магазинов надолго остались в памяти русских. Вероятно, вдохновитель этой встряски младореформатор Егор Гайдар заранее знал, какой безумный скачок цен произойдёт, о чём свидетельствует архивная записка главы Госкомстата России Павла Гужвина.
1 января русские проснулись в другой стране. Государственный контроль за ценами был отменён, и все стали продавать продукты по тем ценам, по каким хочется. Впрочем, первое время и продавать было нечего. Магазины поражали пустыми прилавками.
По данным записки, опубликованной Telegram-каналом «Девяностые», 2 января 1992 года Новый год в России был не самым радужным. Цены на мясо взлетели в 3-10 раз. Особенно дорого оно стоило в Великом Новгороде. Однако половине страны об этом узнать не довелось, потому что мяса во многих магазинах просто не было.
Сливочное масло 2 января 1992 года подорожало в 2,5-20 раз. В Оренбурге его продавали за 189 рублей за килограмм — это месячная зарплата рабочего. Подорожало и молоко, в Приморье за литр просили 11 рублей 40 копеек. Ещё недавно его можно было купить менее чем за 1 рубль.