В России ежегодно огромное количество людей умирают от отравления контрафактным алкоголем, объёмы производства которого лишь немногим меньше, чем объёмы легального. Пугающая статистика заставила директора Клуба профессионалов алкогольного рынка Санкт-Петербурга Максима Черниговского вспомнить о советских спецзалах.
В Оренбургской области уже десять человек смертельно отравились алкоголем. Ещё несколько человек скончались в реанимации. Полиция проводит обыски и изымает спиртосодержащие жидкости для экспертизы.
В России подпольный алкоголь производят как на предприятиях, так и в гаражах, подвалах, ангарах, квартирах. Условно такую продукцию можно разделить на две категории: суррогат и подделки популярных брендов. По сути, разницы никакой.
Почти каждая третья бутылка крепких напитков, по данным Росалкогольрегулирования, — подделка. Число отравившихся людей – десятки тысяч. Растёт смертность после употребления суррогатов. В 2019 году после употребления горячительных напитков скончалось более 47 тысяч человек, в 2020-м – свыше 50 тысяч.
По мнению Максима Черниговского, проблема в доступности алкоголя и падении реальных доходов населения. Чтобы сходить в театр с семьёй в одной из столиц потребуется 5-6 тысяч рублей, а чтобы «весело» провести время за рюмкой – менее 250 рублей.
Эксперт уверен: проблема серьёзна и требует комплексного подхода. Розничный оборот легальной алкогольной продукции достаточно жёстко регламентирован, имеется достаточная законодательная база. Однако она сводится к нулю необязательностью исполнения. Заинтересованные продают алкоголь через интернет, хотя это запрещено категорически. Так реализуется около пяти миллиардов литров суррогата в год. Существует также и «гаражная торговля», рассказал Черниговский.
Он предложил запустить социальные лифты, сделать более доступной культурную составляющую, предпринять ряд иных шагов.
«Необходима серьёзная реформа розничных продаж алкогольной продукции. Надо переходить к системе, которая существовала во времена Советского Союза, когда алкоголь продавался только в специализированных залах и магазинах», — приводит слова Максима Черниговского «Экономика Сегодня».