В России первая неделя ноября объявлена нерабочей. У экспертов возникают справедливые опасения относительно того, что на этом история с локдауном в этом году для страны не закончится.
В регионах России постепенно стали вводить систему QR-кодов в общественных местах. Одним из последних об этом объявил Крым. В регионе, где буквально на днях объявляли о готовности организовать специальные антиковидные и реабилитационные программы в местных санаториях на время ноябрьских выходных, заявили о необходимости QR-кодов для входа в общественные места.
Кроме того, с 25 октября для граждан старше 65 лет вводится особое требование. Им предписано не покидать место проживания, за исключением случаев прямой угрозы жизни и здоровью. В Москве вводят аналогичное требование для граждан, однако с иным возрастным цензом — те, кто старше 60 лет, обязаны соблюдать «домашний режим».
Кроме того, по всей стране с 30 октября по 7 ноября будет нерабочая неделя с сохранением зарплаты для сотрудников. Ситуация напоминает положение дел, которое было в самом начале объявленной в России пандемии — сначала неделя, а затем несколько месяцев самоизоляции для граждан и фактической остановки бизнеса.
Уже сейчас объявлено, что временный простой для страны оборачивается потерями около 4 млрд рублей каждые сутки. Если остановка в среднем продлится две недели, то, по информации властей, это выльется в кругленькую сумму — около 60 млрд рублей.
Недели не хватит
Эксперты указывают, что недели, очевидно, не хватит, чтобы сбить волну заражений. Впрочем, официально, решение о дальнейшей приостановке деятельности в регионах после 7 ноября будет приниматься на местах, местными управленцами.
Как полагает обозреватель Царьграда Андрей Перла, реалистичнее всего прогноз о локдауне таков: не неделя, а несколько месяцев фактического карантина.
И Россия впадает в состояние дежавю, об этом на странице в Facebook рассуждает политический эксперт Глеб Кузнецов. Несмотря на то, что на протяжении нескольких месяцев общественности говорили о том, что вирус изменился, он стал бить по молодым, всё вернулось к тому, что было в самом начале.
«<…> И вдруг выясняется, что с марта 2020 года не поменялось ровным счётом ничего. 86% жертв инфекции — старики. Которых мы теперь спасём, как, опять же, весной 2020-го, изоляцией. Не глядя на то, привиты ли они, болели ли они и вообще ни на что. А виноват во всём — народ. Который в силу недоверия государству, малой образованности, отсутствия солидарности (нужное подчеркнуть) не носит маски, не желает сидеть дома, не прививается (нужное подчеркнуть) — хотя все возможности есть», — отметил он.
По мнению эксперта, проблема не в людях, на несознательность которых нередко ссылаются чиновники, а в том, что не отлажена организационная, рутинная работа.
«86% умерших — пожилые люди». Вернулись к тому, с чего начали полтора года тому назад. Как по мне — так одной из главных ошибок стало бесконечное корректирование описательной концепции болезни и пандемии», — добавляет Кузнецов.
Что делать сейчас
Он подчёркивает, что ситуацию необходимо исправлять не рекламными баннерами с вопросами «Сколько надо чтобы умерло, чтобы ты вакцинировался», а установкой прозрачных и понятных для всех критериев по эпидситуации и честный разговор с обществом.
«Нужна обычная унылая оргработа. «Светофор» с понятными раз и навсегда утверждёнными критериями. Зелёная зона, жёлтая зона, красная зона. Формальные показатели заболеваемости и соответствующие им меры. Которые вводятся/снимаются автоматически в зависимости от формальных — и прозрачных для людей и бизнеса критериев — и с завтрашнего дня, а не путём напряжения жил всего административного механизма и через 10 дней», — объяснил он.