Президент России Владимир Путин выступил на пленарном заседании клуба "Валдай", а после ответил на вопросы участников события. Пересказывать всё не будем, но поделимся самыми яркими цитатами о семье, обмане и даже "отрубленной башке".
О мировом кризисе и бунтах
«Те, кто после окончания холодной войны почувствовали себя победителями, скоро ощутили несмотря на то, что им казалось, что они забрались на самый Олимп, скоро ощутили, что и на этом Олимпе почва из-под ног уходит. Теперь уже у них. И никто не в силах остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни казалось».
Ни одна революция не стоила того урона, который она нанесла человеческому потенциалу.
«Когда приходит настоящий кризис, остается только одна универсальная ценность – человеческая жизнь. И как ее защитить, каждое государство решает самостоятельно, исходя из своих возможностей, культуры, традиций».
«Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя. В её рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. Повсеместно, даже в самых богатых странах и регионах, неправомерное распределение материальных благ ведет к усугубляющемуся неравенству, прежде всего, неравенству возможностей и внутри обществ, и на международном уровне».
О традициях и ценностях
«В совершенную фантасмагорию превратилось в ряде западных стран дискуссия о правах мужчин и женщин. Смотрите! Дойдёте там до того, как большевики предлагали не только кур обобществлять, но и женщин обобществлять. Еще один шаг, и вы там будете», — подчеркнул президент.
Ревнители новых подходов заходят так далеко, что хотят отменить сами понятия. Те же, кто рискует сказать, что мужчины и женщины всё-таки есть и это биологический факт, подвергают чуть ли не остракизму. Родитель 1, родитель 2, родивший родитель вместо «мама». Запрет на использование словосочетания «грудное молоко» и замена его человеческим молоком, чтобы люди, неуверенные в своей половой принадлежности, не расстроились!
«Умеренный консерватизм – самая разумная, на мой взгляд, линия поведения. Она неизбежно будет меняться, но пока врачебный принцип «не навреди» представляется наиболее рациональным», — добавил президент.
О духе и морали
«Технологическая революция и впечатляющие достижения в области искусственного интеллекта, электроники, коммуникации, генетики, биоинженерии, медицины открывают колоссальные возможности. Но они же ставят в прикладном плане и философские, моральные, духовные вопросы, которыми еще недавно задавались только писатели-фантасты.
Что будет, когда техника превзойдет человека по способностям мыслить? Где предел вмешательства в человеческий организм, после которого человек перестает быть самим собой и превращается в какую-то иную сущность?
Каковы вообще этические границы в мире, в котором возможности науки и техники становятся безграничны? И что это будет значить для каждого из нас?»
Об иностранных агентах и миледи
Мои знакомые говорили мне, что занимаются благотворительностью, а их подводят к закону об иноагентах, надо его совершенствовать, займемся этим.
При этом массовой записи в иноагенты в России нет, опасность этого сильно преувеличена, «ковровым» образом иноагентов в России определять не будут, добавил президент.
Кстати, вопрос об иностранных агентах президенту задал главред «Новой газеты», лауреат Нобелевской премии Дмитрий Муратов. Он отметил, что статус иноагента присваивается без суда, как клеймо, приговор Миледи в романе «Три мушкетера». Путин парировал:
Нет приговора, но его нет действительно. Вот с Миледи был приговор, ей башку отрубили, а здесь никто ничего не рубит. Как работали, так и работаете.
О войне, Советском Союзе и переписывании истории
«Все это мазать одной черной красной неправильно, грубо и неприлично. Такие тоже есть у нас, которые все только черной краской мажут. Значит, они достойны того, чтобы их самих макнуть во что-нибудь такое, что плохо пахнет» (о жизни в СССР).
А кто Берлин-то взял штурмом? Американцы что ли? Англичане или французы? Красная армия! Подзабыли?
«Я сказал об этом и Эрдогану. Если мы разрушим право вето основных членов, то ООН умрет в этот же день. Она превратится в Лигу наций. Всё! Это просто площадка для дискуссий будет. Валдайский клуб номер 2!» (в ответ на известное предложение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о пересмотре ролей в ООН).
«Сейчас войны не заканчиваются, они меняют формы».