Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы журнала Forbes France.
«Первый русский» приводит знаковые реплики Предстоятеля Русской Православной Церкви о прошлом, настоящем и будущем России, пандемии коронавируса, семейных ценностях и капитализме.
О стремлении человека к самообогащению и роли Церкви
«Причина поощрения потребительского инстинкта очень проста: максимизация прибыли, невзирая на социальные и личностные последствия. Но разве не нравственная деградация обезбоженного общества, порождающая безудержное стремление к обладанию материальными благами, к обогащению любыми средствами, включая обман, коррупцию, криминал, несправедливое распределение сверхприбылей, — и является источником кризиса, больно бьющего по миллионам самых уязвимых людей?
Эта та цена, которую мы платим за согласие на возведение «золотого тельца» на пьедестал общественной и личной жизни.
Превращение и капитализма, и марксизма в подобие новой квазирелигии — одинаково недопустимо. Мы, прошедшие эпоху коммунизма, хорошо знаем, что идея социальной справедливости, превращённая в агрессивную идеологию, разрушает всё вокруг себя».
«Долг Церкви — призвать тех, в чьих руках рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом, Его творениями и людьми и засвидетельствовать это через реальную заботу о благополучии трудящихся. Каждый должен жить достойно, как и подобает человеку».
«Есть только один действенный способ преодолеть современный социальный и экономический тупик — руководствоваться словом Божиим везде, где у человека есть выбор или где он должен его отстаивать».
О духовном возрождении в противовес ростовщичеству
«Российскому государству удалось во многом преодолеть последствия экономического и социального коллапса 1990-х годов, и я верю, что это было бы невозможно без Божией милости к нашему народу, прошедшему через времена гонений за веру <…>. Убеждён, что процессы духовного возрождения нашего народа, назревшие в 1990-х, и заложили основу положительных явлений в экономике и социальной жизни в 2000-е годы. Я далёк от того, чтобы идеализировать ситуацию тех лет. Материальные успехи для многих стали соблазном, поводом рассуждать о том, что при определённом уровне достатка вера якобы ненужная «опция». Но таких, слава Богу, меньшинство».
«Человеческие страсти не знают государственных границ.
Олигарх, не задумывающийся ни о чём, кроме своего кошелька, одинаково отвратителен, где бы он ни жил: в России, Германии или Франции.
Русская Церковь несёт своё служение во многих странах мира — как на пространстве СНГ, так и далеко за его пределами, — и наша паства сталкивается там с похожими вызовами, вызванными изменениями в национальных экономиках».
«Взимание банковского процента, конечно, не имеет столь негативных социальных последствий, как средневековое ростовщичество времён Фомы Аквинского. Но и сейчас нам пришлось столкнуться в России и в других странах канонической территории нашей Церкви с деятельностью микрофинансовых организаций, которые попросту грабят доверчивых людей. Церковь призывает положить конец этому беспределу, защитить людей от произвола так называемых коллекторских агентств».
О служении в дни пандемии коронавируса
«В самое тяжёлое время пандемии, когда храмы нашей Церкви были закрыты, мы проводили трансляции богослужений, чтобы дать людям возможность молиться хотя бы у экранов своих компьютеров и телевизоров. Возникло движение «Поддержи свой храм», когда прихожане, не имея возможности прийти в храм лично, посылали свои пожертвования через интернет. Эта практика получила очень большое распространение.
Но такое положение было ненормальным и вызванным той исключительной ситуацией, в которой мы оказались. Как только появилась такая возможность — люди вернулись в храмы. Миссия Церкви в мире — хранить и возвещать Истину, совершать Таинства, установленные Спасителем.
Для нас «виртуальная церковь» — это суррогат, который не может вместить всей полноты человеческого и богообщения, как не может вкусовая добавка заменить подлинный вкус продукта.
Что же касается других областей христианской жизни и служения, то там инновации могут быть совершенно уместны».
О семейных ценностях и ошибке Запада
«Капитализм некогда использовал семью как точку роста, как коллективного потребителя товаров и услуг. Но в какой-то момент человека, не имеющего прочного морального основания, удалось убедить, что персонализированные товары и услуги, более заточенные под индивидуальное потребление, лучше удовлетворяют его эгоистические потребности <…>. Это и использовали корпорации.
Но для капитализма есть «маленькая» проблема: эгоисты не размножаются. У них нет в этом никакой потребности <…>.
Это нисходящая спираль, которая неизбежно закончится крахом.
Россия до последнего времени следовала этим путём, но сейчас в обществе и власти есть понимание того, что семья — это базисная ценность, а не товар или услуга. В неё надо вкладывать ресурсы, материальные, моральные, её надо защищать и поддерживать. К такому выводу приходит всё больше людей и в странах Запада, осознавая, что без традиционной семьи невозможно будущее человечества».
Полная версия перевода интервью доступна на сайте Московского Патриархата.