ФСБ сообщает, что в студенческом общежитии РТУ-МИРЭА вычислен и отловлен студент из Средней Азии ("неназываемой национальности"), занимавшийся пропагандой идей ИГИЛ* и вербовкой желающих повоевать за них в Сирии и Ираке.
Как заявили в пресс-службе ФСБ: «пресечена деятельность сторонника международной террористической организации «Исламское государство»*, предпринимавшего попытки по вовлечению студентов одного из столичных вузов (РТУ-МИРЭА) в религиозно-экстремистскую и террористическую деятельность».
Вместо того, чтобы получать знания, как положено студенту, сей гражданин среднеазиатской республики активно работал в интернете, пропагандируя идеологию ИГИЛ* (запрещённая в России террористическая организация) и всячески оправдывал её деятельность. Кроме того, парень распространял материалы, направленные на формирование негативного отношения к традиционному исламу и другим религиям и агитировал за вооружённую борьбу по созданию «халифата» на территории Ирака и Сирии. Вербовщика вычислили и задержали, возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма»)
Что ж, ФСБ, ликвидировавшую только в прошлом году в России 71 террористическую ячейку, снова можно похвалить: окопавшийся в МИРЭА вербовщик запросто мог задурить головы (а, возможно, и сделал это) кому-то из обучающихся с ним студентов, особенно – своих земляков из Средней Азии. Каковых в наших ВУЗах обучаются десятки тысяч. Квоты на привлечение иностранных студентов (учитывая, что некоторое количество мест предоставляется бесплатно, это не лучшим образом сказывается на количестве бесплатных мест для студентов российских) растут год от года. Как заявлял ещё в мае министр науки и высшего образования России Валерий Фальков:
Конечно, мы заинтересованы в притоке в страну сильных талантливых кадров, поэтому с учетом растущей привлекательности было принято решение об увеличении количества квот для обучения иностранных граждан. Здесь лидерами являются наши ближайшие соседи – это и Таджикистан, и Узбекистан, и Казахстан, и Киргизия. Там традиционно очень большой спрос на российское образование.
Зачем это делается – понятно: через подготовку кадров для сопредельных государств мы усиливаем русское влияние на их будущую элиту – и это одна из аксиом так называемой «мягкой силы». Но важным также является и вопрос – кого именно мы приглашаем к себе учиться? И не получим ли в итоге в наших ВУЗах «агентов влияния» чуждой нам «мягкой силы»? Тем более, что при целенаправленной миграции из Средней Азии в Россию, а не наоборот, немалое число выпускников наших ВУЗов захотят здесь же и остаться.
Особое же внимание при этом следует уделить именно студентам из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии, поскольку именно на эти постсоветские республики направлена сегодня внешняя пропаганда радикально-исламистских идей, а на три последних – ещё и идей «пантюркистских». Чего нам здесь, в России, уж точно не нужно.
Неплохо бы также наладить (если его нет) более тесное сотрудничество со спецслужбами соответствующих «постсоветских» республик на предмет получения от них данных на прибывающих к нам поучиться студентов. Это, кстати, не только студентов, но и всех мигрантов вообще тоже касается…
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) — террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.