Начавшийся вывод войск ОДКБ вызвал разные толки и в России, и в Казахстане. Если для одних это: "вот и слава Богу", то для других "а почему так рано?" Как бы то ни было, беспокоиться о столь оперативном свёртывании воинской операции более надлежит казахстанцам, чем соотечественникам. А что это было – будет ясно уже скоро.
Министр обороны России Сергей Шойгу в четверг доложил президенту России Владимиру Путину о завершении участия в миссии ОДКБ в Казахстане.
Надо возвращаться домой. Мы свою задачу выполнили, — дал указание главнокомандующий министру обороны.
При этом, президент России отметил, что «практику применения Вооруженных Сил» стоит дополнительно изучить и при необходимости «внести коррективы в практическую работу». «По сути, это первая такая операция сил ОДКБ. Объединенными усилиями мы выполнили очень важную задачу», — подчеркнул Путин.
Напомним, о решении пригласить миротворцев в Казахстан президент Касым-Жомарт Токаев объявил 5 января. А всего через пять дней Владимир Путин заявил, что организации удалось не допустить деградации ситуации в Казахстане. Благодаря контингенту миротворческих войск ОДКБ, основную ударную силу которого составили подразделения ВДВ России, властям Казахстана удалось в короткие сроки остановить террористические атаки в стране, вернуть ситуацию в управляемое русло. 12 января из заявления Токаева стало известно об ускоренном выводе миротворческих сил из Казахстана, что на следующий день подтвердил генеральный секретарь ОДКБ Александр Зась. На полный вывод войск уйдет не более десяти дней.
Столь быстрая ретировка спасителей режима вызвала в нашем обществе немалые удивления, а у некоторых даже и возмущение: «Зачем было входить на столь короткий срок?» Возмущённые недоумения усилились кадровыми решениями Токаева, в результате которых пост министра занял патентованный русофоб и националист Аскар Умаров. «А стоило ли спасать казахстанскую власть?», – задались соотечественники вопросами в соцсетях.
Совсем другие акценты скорое сворачивание операции ОДКБ вызвало у жителей Казахстана, которые совсем ещё недавно, как алма-атинцы боялись выйти из квартир на улицы, где полностью хозяйствовали бандиты. «Русские, вы уходите слишком рано!» – такие реплики сегодня можно прочитать во многих постах в «Казинете». С ними согласен и бывший советник Нурсултана Назарбаева Ермухамет Ертысбаев. По его мнению, армия Казахстана ещё не так сильна, чтобы обеспечивать мир и стабильность в государстве, к тому же многие боевики при появлении войск ОДКБ попросту спрятались, но могут вновь выйти на свет вместе со «спящими» ячейками ваххабитов. Что ж, если он прав, то в таком случае «расхлёбывать кашу» Токаеву придётся уже своими силами.
Эксперты акцентировали внимание на то, что Запад, исключительно нервно отреагировавший на супер-оперативное развертывание контингента ОДКБ в Казахстане, активно зааплодировал решению о его выводе. Так пресс-секретарь Госдепа Нед Прайс сообщил, что США приветствует заявление Токаева о завершении операции.
Мы продолжаем призывать все коллективные миротворческие силы ОДКБ уважать права человека и выполнить своё обязательство оперативно покинуть Казахстан, как попросило правительство, — заявил Прайс.
Ему вторит официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано: «Важно увидеть завершение миссии ОДКБ и фактический вывод иностранных сил после стабилизации ситуации».
В этих заявлениях прямо-таки сквозит опаска: а вдруг эти спасители не послушают спасённого и останутся его защищать и далее! Политологи же прямо указывают, что за экстренным уходом миротворцев стоит согласованная позиция Турции, Евросоюза и Китая при поддержке США.
Как бы дальше не развивались события, войска Организации при лидирующей и решающей роли России были введены в Казахстан не зря. Если бы ОДКБ не откликнулась на просьбу Токаева, на этой институции как сколь-нибудь практическом международном органе можно было бы поставить крест. Проведение же такой масштабной операции в режиме отнюдь не учебном, дало реальный опыт и поставило жирную «галочку на память» всем потенциальным организаторам цветных революций на пост-советском пространстве.
Кроме того – а точнее – прежде всего – мы защитили население Казахстана и конкретно – русских от вполне возможной резни со стороны распоясавшихся боевиков. И прикрыли – по крайне мере, на время нашу протяженную границу с Казахстаном от возможных эксцессов. Про обеспечение безопасности Байконура и других критически важных для России объектов на территории республики можно и не говорить. Так зачем же нам было тратить дополнительные (и немалые) средства на пребывания наших десантников вдалеке от дома? Не оперативно-розыскной деятельностью же им там заниматься?
Впрочем, есть надежды и основания полагать, что с выводом войск, некоторые наши специалисты «подзадержаться» в Казахстане, причём уже не спрашивая на это ни у кого специального разрешения. Место это оказалось – беспокойное и присмотр за ним нужен!