Главная / Политика / Россия нужны ценности, а не бунт. Кто остановит войну?

Россия нужны ценности, а не бунт. Кто остановит войну?

В Минкульте приостановили обсуждение проекта о традиционных ценностях из-за критики, фактически из-за шантажа продюсеров, которым невыгодны какие бы то ни было рамки, способные сузить "рыночек". Разбираемся в проблеме.

Министерство культуры России приняло решение приостановить общественное обсуждение проекта Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Проект был разработан Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

Против чего бастуем?

Проект нам действительно необходим. Это понимают и в министерстве, иначе бы не запускали обсуждения. Однако в условиях бунта продюсеров или, ладно, скажем по-другому, театральных деятелей пришлось сделать паузу. В пресс-службе министерства пояснили:

Минкультуры России приостанавливает общественные обсуждения проекта указа президента об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей в действующей редакции, говорится в заявлении ведомства.

Решение понятно, ведь целый Союз театральных деятелей России выпустил несколько открытых писем, отстаивая интересы рынка. Мол, если вы начнёте что-то запрещать, как же мы продавать будем? Однако надо понимать, что речь идёт не о запретах, а о рамках. И подробно об этом мы уже говорили в аналитическом материале Царьграда, разбирая каждый из тезисов критиков.

По-хорошему, следовало дать возможность высказаться и отстаивающим иную точку зрения — тем, кто выступает за проект. И Царьград даёт слово этой стороне — близкой не только театралам, но и миллионам зрителей в России, которые уверены, что показывать чёрт-те что в эфире нельзя.

Чего боятся бунтовщики?

Председатель комиссии ОП России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко в беседе с Царьградом рассказал, что большинство членов Общественной палаты при обсуждении указа признали необходимость его разработки. Но в то же время были предложения по дополнению, внесению дополнительных пунктов в его проект.

И ещё один важный момент. Общественные слушания невозможно уже приостановить. Они состоялись. И Общественная палата обязана просто выразить своё мнение по данному проекту указа, — сказал наш собеседник, добавив: — Что касается тех предложений, которые прозвучали от нашей комиссии, то они состоят в том, что необходимо более чётко прописать традиционные семейные ценности, которые являются составной частью традиционных русских духовно-нравственных ценностей, включить в них понятия крепкой семьи, основанной на союзе мужчины и женщины, уважении к старшим, почитании родителей, заботе о детях, многодетности как общей традиционной семейной ценности всех народов России. Эти понятия — залог того, что духовно-нравственные ценности будут в дальнейшем приняты и не только на уровне государственных органов, но и для семей с детьми, для родительских сообществ, они будут понятны и очевидны. Вот наши предложения, прозвучавшие не только от меня, но и от других членов комиссии.

Сейчас происходит некоторая недооценка данного документа, уверен Сергей Рыбальченко. Дискуссия по его поводу была очевидна, ведь он крайне важен для нашего общества.

Я считаю, что положения, которые будут заложены в этом указе, должны стать для нас неким мерилом, инструментом перехода на новый, качественный подход в системе управления. От управления по целям — к управлению по ценностям. Сейчас многие корпорации, в том числе международные глобальные корпорации, опираются на эти принципы. И цели, и задачи могут меняться. Соответственно, мероприятия — тоже. А вот ценности, которые объединяют людей, должны оставаться. Более того, они должны лежать в основе целей.

Люди имеют право сказать

С позицией об отказе от проекта не согласна и заслуженная артистка России Мария Шукшина. В беседе с Царьградом она рассказала, что недавно провела опрос в своём телеграм-канале на тему «Имеет ли общество право на нравственную оценку творческой продукции».

Речь идёт об общественном контроле: общество, наконец, в нашей стране имеет право или нет? Я знаю по своей огромной аудитории, которая уже задыхается в этих фекалиях. И это глоток чистого воздуха был, этот проект указа. А либеральная установка: пипл хавает и ходит на эти фильмы, смотрит эти ТВ-шоу жёлтые, то есть он оценивает рублём, он включает этот телевизор, он ходит в кино, он платит за это деньги, потом плюётся, но это уже другой вопрос, он их оценил,

— эмоционально высказалась актриса. Она уверена: те, кто выступает против нового законопроекта, руководствуются исключительно своими финансовыми интересами.

Если же этим «деятелям» перекроют финансирование, то им, по словам Шукшиной, придётся использовать чистое искусство и талант, чтобы пошёл зритель на их спектакли и фильмы. «А если этого нет, потому что кто чем наполнен, тот то и выплёскивает… У них этого нет, они разрушители. Они разрушают», — подвела черту актриса.

И кстати

В перечень традиционных ценностей России следует внести упоминание веры в Бога, уверен глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Таким образом он представил позицию Русской Православной Церкви по обозначенному вопросу в ходе большой дискуссии о проекте основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в России. Прошла дискуссия в Общественной палате России.

Мы предполагаем, что в перечень традиционных ценностей очень важно внести упоминание веры в Бога или религиозной веры, а также учесть то обстоятельство, что религиозные объединения — это органичная часть гражданского общества.

Религиозные объединения, будучи частью нашего гражданского общества, должны участвовать в программах и проектах, поддерживаемых государством и нацеленных на сохранение традиционных ценностей в России.

В сегодняшней редакции проекта нет отсылки к тому, что религиозные объединения имеют прямое отношение к вопросам традиционных ценностей, пояснил Владимир Легойда. Безусловно, в диалоге мы можем сказать, что это само собой разумеющиеся тезисы. К слову, в ходе дискуссии это и было утверждено. Однако Владимир Легойда считает, что в сегодняшнюю эпоху всё следует документировать.

Всё-таки нам кажется, что то, что имплицитно заложено, должно быть эксплицировано в конечном варианте документа,

— сказал Легойда, представляя позицию Церкви.

Отдельно представитель Русской Православной Церкви добавил, что религиозные убеждения всегда формировали наше национальное самосознание, а также традиции и ценности народов России. И без констатации этого факта разговор о сохранении традиционных ценностей теряет смысл:

Сама идея традиционных ценностей непосредственно связана с религиозными традициями, больше ей просто неоткуда взяться, — сказал Легойда, добавив: — Как для культуролога для меня этот тезис абсолютно очевиден.