Ряд кинематографистов, как известно, раскритиковали проект Минкультуры о сохранении духовных ценностей. Впрочем, всё говорит о том, что критика, скорее, удел продюсеров, которые понимают, что зарабатывать при наличии рамок, желаемых людьми, будет сложно.
Проект указа о сохранении традиционных для России духовно-нравственных ценностей разработан Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Лихачёва. В ходе общественных обсуждений самые разные эксперты имели возможность высказаться — Царьград не первый день рассказывает об этой важнейшей дискуссии. Однако затем последовала череда открытых писем. Последнее — это заявление более 30 кинематографистов, которые недовольны работой по утверждению уникального для России документа.
Что не нравится кинематографистам
Подписи под обращением на имя министра культуры России поставили режиссёры Фёдор Бондарчук, Александр Сокуров, Кантемир Балагов, а также, например, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Сельянов. Можно ли винить желающих зарабатывать на кино в том, что они недовольны вероятными правками в своей работе? Пожалуй, нет. Никому не хочется рисковать. Но более важным становится другой вопрос: почему кинематографисты считают, что имеют право диктовать правила игры зрителю? Почему происходит не наоборот, когда зритель говорит, что ему нравится, и делает заказ автору кино?
В обращении к министру всё иначе. Кинематографисты сами придумали позицию своего заказчика:
Дополнительный контроль, построенный на формальных признаках, приведёт российское кино и сериалы к максимальному упрощению, а значит, отвернёт от них современного зрителя, который опять, как и 10-15 лет назад, повернётся к кинопродукции из-за рубежа,
— говорится в обращении, которое есть в распоряжении Царьграда.
Однако есть и другое мнение, которым Царьград продолжает делиться. Но для начала опрос: актриса и общественный деятель Мария Шукшина спросила у своих подписчиков в телеграм-канале, имеет ли право общество в России осуществлять нравственную оценку творческой продукции? В опросе приняли участие почти 30 тысяч человек. И 90% сказали «да» — именно общество и должно нести контрольную функцию.
Отменить. И возобновить?
К сожалению, под давлением так называемых кинематографистов, а на самом деле скорее продюсеров, обсуждения проекта указа приостановлены. Однако целый ряд лидеров мнений надеются, что работа с проектом будет продолжена.
Так, манифест деятелей культуры против данного документа в прямом эфире Царьграда прокомментировал первый зампред комиссии Общественной палаты России по вопросам демографии, семьи и детей Павел Пожигайло. Его возмутил факт, что мнение таких выдающихся деятелей культуры, как, например, Никита Михалков и Николай Бурляев, ориентированных, как и подавляющее большинство граждан страны, на традиционные ценности, не учтено в полной мере, раз обсуждения приостановили. Собеседник Царьграда подчеркнул:
Получается, что в нашей стране вот эти несколько десятков человек, среди них тот же кинорежиссёр Александр Сокуров, в конечном итоге определяют, как жить нашим детям. Я сказал в Общественной палате, где мы обсуждали этот вопрос: я не хочу, чтобы люди из этого списка, как правило, не имеющие детей, семей и исповедующие странные ценности, формировали и навязывали мне и моим детям, как нам жить в своей стране.
Актёр и кинорежиссёр Николай Бурляев также дал оценку происходящему в беседе с Царьградом. Он уверен, что имеющихся инструментов недостаточно для формирования необходимой России культуры. Ответственность снял в 1993 году ещё президент Борис Ельцин, когда запрещал государству вмешиваться в вопросы культурной политики:
К чему мы пришли — мы все видим. Пополнились тюрьмы, разрослись все социальные пороки — от гомосексуализма до педофилии и прочего, — сказал Бурляев. — И дальше отступать некуда. Остановить этот процесс без вмешательства государства невозможно. Большинство нашего народа, Государственная Дума России, Совет Федерации требуют навести порядок в сфере наших гуманитарных отношений. На последнем заседании Совета по правам человека я напомнил, что право человека и гражданского общества на культурное наследие составляет значительную часть, массив гражданских прав. Поэтому обязательно нужно наводить порядок в этой сфере.
Дальше продолжать так нельзя, «а коллегам моим дорогим, подписантам письма против указа, могу сказать так», добавил Бурляев:
«Некоторые из них — как минимум двоих я могу назвать — действительно, выдающиеся актёры. Но в силу профессии они — внушаемые люди. Поэтому им стоит задуматься и понять, что не надо плевать против ветра».
Больше мнений доступны в специальном разделе «Первого русского».