Стамбульское "зерновое соглашение" заключено официально. Почему Россия вообще пошла на него, есть ли у Москвы какой-то тайный план? Разбираемся подробно вместе с экспертами.
Итак, стамбульское «зерновое соглашение» подписано официально. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган порадовал, что зерно пойдёт по Чёрному морю с Украины в ближайшие дни, в Одессе тут же была организована показательная провокация с атакой на один из портов, целью которой было дискредитировать Москву. А в Сети тем временем гадают: для чего России это было нужно и нет ли тут какого тайного плана Москвы? С другой стороны, если бы России стамбульская сделка была бы невыгодна, то мы бы её и не подписывали?
Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин в беседе с Царьградом подтвердил: конечно, не подписывали бы. Но не исключил, что, скорее всего, существует договорённость, связанная с другими вопросами.
Для Москвы сделка выгодна сразу с нескольких сторон. Мы получили возможность совместного досмотра судов, осуществляемого представителями России, Турции и ООН. А ещё то, что мы изначально и хотели: обеспечить разминирование для разблокирования портов. Этим, как напомнил эксперт, Россия занималась ещё с марта.
Помимо всего прочего, в последние несколько дней было снято несколько санкций против России, разблокированы санкции против продовольствия и удобрений, разблокирована возможность для платежей по нефти для ряда банков,
— напомнил он.
Впрочем, не исключено, что как раз в кулуарах стамбульского соглашения мог решаться и ещё один вопрос: снятие грузовой блокады Калининграда. Напомним, ранее Литва разблокировала железнодорожный транзит санкционных товаров в Калининград. И тогда же Борис Рожин у себя в Telegram предположил, что это могло быть частью сделки по вывозу зерна с Украины вкупе с вопросами ослабления санкций против России по ряду позиций.
То, что это «договорняк» Москвы и Анкары, эксперт и не сомневается. Открытая его часть прописана в опубликованных условиях экспорта зерна.
Но, как показывает практика всех сделок с турками с 2016 года, как правило, там есть и непубличные договорённости, которые проявляются позднее, — отметил также Борис Рожин. — Турки по большей части свои обязательства по этим сделкам выполняли (но не всегда — например, трассу M5 в Идлибе так и не разблокировали, хотя обязались). В конечном итоге все «договорняки» с Эрдоганом строятся по принципу «Ничего личного — просто бизнес». В данном случае РФ получила опцию контроля за тем, что ввозят и вывозят, а Турция — желанную роль посредника в зерновом вопросе.
Да, Россия вряд ли заинтересована в вовлечении Турции в украинские дела, однако в случае со стамбульским «зерновым соглашением» «произошёл размен, где каждый получил желаемое».
Военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с Царьградом уточнил, что «на самом деле то количество зерна, которое собирались вывезти с Украины, — это капля в море».
Это зерно уже вывозилось железнодорожным и наземным транспортом. И это зерно было той самой темой для спекуляций, при помощи которой пытались изобразить Россию виновницей предстоящего мирового голода, — напомнил предпосылки для сделки эксперт. — Для того чтобы исключить подобные инсинуации, Россия и пошла на подобный шаг. При этом мы неоднократно заявляли, что это действительно спекуляция на том, чего не существует.
При этом Украина спекулировала на якобы блокировке с нашей стороны портов, поэтому они их заминировали и так далее. Мы сейчас порты не блокируем — пожалуйста, заходите. Но все суда, которые туда заходят и выходят, будут подвергаться досмотру на предмет того, чтобы туда не завозили оружие.
Политолог Евгений Сатановский в своём авторском Telegram-канале «Армагеддоныч», возвращаясь к вопросу о четырёхсторонней «зерновой сделке», обратил особое внимание на тот факт, что подписан пакет документов, по определению не допускающий двойного толкования:
В первом из них сказано о решении вопроса экспорта продуктов питания и удобрений, необходимых для их производства, из России на мировые рынки под эгидой и при ответственности ООН. Говоря проще, никаких санкций и никаких попыток препятствовать российскому экспорту в этих областях. Второй касается вывоза зерна с Украины. Везут чьи угодно суда при условии проверки на входе в Чёрное море и выходе из него с тем, чтобы исключить контрабанду оружия (не только на Украину, но и, что не менее важно, с Украины) и какие угодно провокации. За разминирование трёх определённых для вывоза зерна портов отвечает Украина, которая их и заминировала.
Обязанности всех сторон, участвовавших в переговорах (России, Турции, ООН и представителей правящего киевского режима), прописаны чётко.
Сатановский не преминул заметить, что «комментарий к описанной ситуации и подписанным документам российского министра обороны более чем чётко демонстрируют, какое ведомство с российской стороны будет контролировать описанный процесс».
Соответственно, если ещё какая-нибудь украинская, европейская, американская или международная сволочь попробует разыграть карту того, что весь голод и все проблемы с сельским хозяйством в мире из-за России, с этим он может обращаться непосредственно к Шойгу. Не исключено, что ответ на эти претензии ей, этой сволочи, чрезвычайно не понравится, но это уже будет её проблема, — подчёркивает эксперт. — В общем, ставшая классической формула «Кто не хочет говорить с Лавровым, будет говорить с Шойгу» в действии. Что дальше, будет зависеть исключительно от Зеленского и его людей. Смогут выполнить подписанные Киевом соглашения — значит, смогут. Не смогут или не захотят, как было с Минскими соглашениями, — не наша проблема.