Газовая ситуация на Западе обостряется с каждым днём. Диверсии на газопроводах, попытки отказаться от русского газа и бесконечные пакеты санкций — вот они, будни ЕС. Но поможет ли это Германии, связанной обязательством "бери и плати".
27 сентября стало известно о повреждениях трёх веток газопроводов «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2». Вместе с тем сам Берлин не раз высказывался о политике отказа от русского газа и постепенного снижения зависимости от газопроводов. Более того, Берлин выдвигал и примерные сроки. Так, к 2024 году Германия планирует минимизировать зависимость от нашего газа. Но так ли всё просто?
Германию и «Газпром», помимо газопроводов, связывают ещё и долгосрочные контракты, о которых бундестагу забывать не стоит. Страна взяла на себя обязательства «take or pay» («бери или плати»). Причём выполнять их Германия должна до 2030 года, а значит, ей предстоит оплачивать 40 миллиардов кубов в год, вне зависимости от того, будет она их брать или нет.
Дислокация всех повреждений определяется датским островом Борнхольм, только СП-1 повреждён северо-восточнее острова, а СП-2 — юго-восточнее. Позиция Германии в этом вопросе, причём как официальная, так и транслируемая СМИ, сходилась на том, что совершена целенаправленная диверсия. Видимо, решительный настрой на отказ от русского газа — это всё-таки по большей части только настрой.
В поисках альтернативы русскому газу Шольц уже посетил Саудовскую Аравию и Канаду, теперь он вполне может добраться и до Австралии, экспортирующей СПГ, но ответ от англосаксов будет ожидаемым. Дело в том, что в мире нет таких мощностей, которые могли бы прямо сейчас восполнить потери Берлина. Россия для немцев — единственный поставщик. Так что Германии и Шольцу сейчас совсем не до смеха, а мем с заглядывающим в трубу канцлером становится печальнее с каждым днём.